К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Собеседник без эмоций: как подготовиться к интервью с HR-роботом  

Фото Akio Kon / Bloomberg via Getty Images
Фото Akio Kon / Bloomberg via Getty Images
Первые собеседования в крупных компаниях все чаще проводят роботы. Что нужно знать, чтобы удачно пройти этот этап?

Роботы среди нас. И это не название фантастического сериала, а реальность. Искусственный интеллект завоевывает все новые сферы, и HR не исключение. Мировой рынок HRTech вступил в стадию активного роста. По данным HRWins, в третьем квартале 2018 года инвестиции в этот сегмент составили почти $1,2 млрд, а это больше, чем было вложено за весь 2017 год. При этом компании, разрабатывающие решения для подбора кадров, получили более $367 млн инвестиций.

В ближайшие несколько лет стоит ждать рывка технологий, связанных с искусственным интеллектом (ИИ) в рекрутменте. Консалтинговая компания Harvey Nash отмечает, что 15% рекрутеров уже используют технологии ИИ и еще 40% собираются полностью перейти на роботов в течение ближайших двух-пяти лет. Технологическая компания Entelo подтверждает: бюджеты рекрутеров смещаются в сторону технологий искусственного интеллекта 一 62% рекрутеров планируют развитие отдела с учетом внедрения рекрутингового программного обеспечения на базе ИИ. В России, по данным аналитической службы HeadHunter, всего 11% компаний используют искусственный интеллект в работе с персоналом, а отношение соискателей к звонкам роботов положительное, доверительное и любопытное.

Об успешном опыте сотрудничества с роборекрутером уже сообщали L’Oréal, Adecco Group, Pepsico; в России 一 Ростелеком, «М.Видео», МТС, IKEA  и другие. Сервисы, работающие на базе искусственного интеллекта, способны выполнять рутинную работу не хуже человека, высвобождая HR-специалистам время на решение стратегических задач. Обычно в обязанности робота входит поиск резюме и их оценка на предмет соответствия вакансии, коммуникация с заинтересованными кандидатами, видеоинтервью, в ходе которого оцениваются квалификация, личные качества кандидатов и то, насколько они подходят компании.

 

Собранные данные передаются HR-специалисту, который принимает окончательное решение о найме.

Футурологи устрашают, что будущее с полной автоматизацией и заменой человека уже не за горами, но пока технология не идеальна. В этом признаются и сами разработчики. Microsoft представила собственную разработку Тау, предполагалось, что чат-бот на базе ИИ будет обучаться современному языку молодежи и общаться с пользователями сети через Твиттер. Пользователи специально задавали провокационные вопросы и тем самым сместили вектор обучения ИИ в определенную сторону. И через некоторое время бот начал ругаться матом, восхвалять Гитлера, ненавидеть евреев и предлагать построить стену между Мексикой и США. Microsoft пришлось остановить работу Тау всего через сутки после запуска.

 

Другой показательный случай произошел у Amazon. Компании пришлось отказаться от собственного проекта по поиску кандидатов на базе ИИ. Оказалось, что в алгоритм «вложили» для обучения все резюме сотрудников, которые работали в Amazon за последние десять лет. Однако выборка оказалось сильно несбалансированной: сотрудников-мужчин было гораздо больше, чем женщин. Поэтому система обучилась выбирать мужчин-соискателей как более подходящих кандидатов и отказывала женщинам.

Тем не менее без роботов-рекрутеров сложно обойтись как при найме на линейные позиции, так и в поиске специалистов самых разных профилей: менеджеров по продажам, работников заправочных станций, кассиров. Робот может оценить 1000 резюме за 5 секунд (против 8 часов при обработке рекрутером-человеком) и пообщаться с 1000 кандидатами за 10 минут (против 7 дней). А экономия на процессах поиска сотрудников может достигнуть 90% (в зависимости от позиции, уровня текучести кадров и т. д.).

Россия остается рынком кандидата, а не работодателя, поэтому наем сотрудников на топовые должности с помощью ИИ редок в наших широтах. На интервью с роботами с неохотой соглашаются некоторые представители IT-профессий — для них видеоформат оказывается за рамками зоны их комфорта. Но и те и другие не подозревают, что их резюме находит, обрабатывает и сопоставляет с вакансией именно машина, а не человек. Мы привыкаем к тому, что робот, представляющийся Олегом, активно звонит нам с предложениями сменить тариф связи или записаться к врачу. Поэтому можно ожидать, что тренд на роботов-рекрутеров будет набирать обороты, а подготовить себя к тому, чтобы ИИ нашел именно ваше резюме, и к беседе с интеллектуальным роботом нужно уже сейчас.

 

Подробное резюме

Робот ищет релевантные резюме по метрикам: образование, опыт работы, ключевые навыки и все, что укажет нанимающий рекрутер со стороны заказчика. Так что ваше резюме должно содержать как можно больше данных. Помимо опыта работы, навыков и личных качеств, не стесняйтесь включать в него информацию о своих достижениях, сертификатах и т. д. 
 
Роботы обучаются в том числе и на резюме лучших сотрудников компании, так что чем больше совпадений с их параметрами, тем больше шансов быть замеченным. Но не стоит думать, что робот оценивает резюме дословно — он смотрит на смысловую нагрузку текста, используя, например, тематическое моделирование. Каждому резюме выставляется оценка соответствия идеальному кандидату, и чем ниже рейтинг кандидата, тем меньше шансов пройти первичный отбор.

И еще один совет из серии «Капитана Очевидности», но тем не менее не упомянуть об этом нельзя. Если ваши контактные данные закрыты, робот просто не сможет с вами связаться. Так что хотя бы один способ связи имеет смысл сделать открытым. Если мысль об этом мешает вам спокойно спать, зарегистрируйте для поиска работы специальный e-mail. И не забывайте актуализировать контактную информацию в резюме в случае ее изменения.

Обычно робот предлагает несколько вариантов взаимодействия: мессенджер, смс, телефон или e-mail для коммуникации по важным вопросам (назначение интервью, напоминание о запланированной беседе и т. д.).

Потренируйтесь

Робот проводит беседу в формате блиц-опроса, задает несколько конкретных вопросов и будет настаивать на четких ответах. Это точно не будет выглядеть как беседа по душам с понимающим эйчаром, все максимально формализовано.

Скорее всего, робот предложит вам стандартные вопросы, на которые вы уже много раз отвечали на традиционных собеседованиях: какое ваше главное профессиональное достижение? Почему вы считаете, что ваш опыт и навыки подходят для данной вакансии? И так далее. Тем не менее подготовить ответы имеет смысл заранее, поскольку на каждый ответ отводится определенное количество времени.

 

Не стоит думать, что интервью с роботом менее важно, чем с живым человеком. Если робот поставит вам негативную оценку, то до беседы с HR-специалистом дело не дойдет.

Фокусируйтесь на главном

Во время беседы стоит сделать акцент на ключевых словах, релевантных для вакансии. Претендуете на должность руководителя? Используйте такие слова, как «команда», «развитие сотрудников», «ответственность» и т. д. Помните о том, что робот не будет выводить вас на разговор, выуживать информацию, — все самое важное нужно говорить сразу и без наводящих вопросов.

Посмотрите на себя со стороны заранее, чтобы иметь возможность исправить недочеты перед интервью. Как изменяется мимика и тембр голоса при неожиданных вопросах? А скорость ответа и количество запинок или оговорок?  Робот анализирует видеоинтервью по звуку (тембр, скорость, интонация), изображению (мимика, движение мышц) и тексту (смысловое содержание ответов). Все эти параметры удобно раскладываются на множество спектров и оцениваются искусственным интеллектом.

Правильная обстановка

Общаться с роботом лучше всего в спокойной обстановке. Позаботьтесь о хорошем освещении, стабильном подключении к интернету и не забудьте проверить работу техники: микрофон не должен фонить, а смартфон — разрядиться на самом интересном месте. Роботу будет сложно уловить смысл при плохом качестве звука, что, в свою очередь, может негативно сказать на финальном результате.
 
Если днем у вас по квартире бегают резвящиеся дети, возможно, стоит пройти собеседование в более позднее время, благо для робота это не имеет никакого значения. Хотя современные технологии SpeechToText умеют хорошо фильтровать посторонний шум, но они пока не совершенны, так что выбор времени за вами.

 

Не пытайтесь обмануть робота

Не стоит недооценивать возможности искусственного интеллекта — обмануть его гораздо сложнее, чем человека. Рекрутер может пропустить признаки, указывающие на ложь, из-за усталости или невнимательности, робот — нет. Система анализирует поведение кандидата, его тембр, скорость речи, мимику, эмоциональное состояние и другие критерии и делает это с очень высокой точностью. Поэтому убедить робота в знании китайского языка, если по-китайски вы можете только поздороваться, да и то с сильным акцентом, — заведомо плохая идея.
 
В общем, честность и естественное — два ключа к сердцу робота (или что там у него вместо сердца?).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+