Сеть гипермаркетов Metro, специализирующаяся на мелкооптовой торговле, занялась розничными продажами через интернет. В течение двух месяцев услуга по доставке продуктов на дом, в тестовом режиме работающая в Москве с февраля, будет доступна в Ростове-на-Дону, Уфе и Краснодаре и в населенных пунктах Московской области — Люберцах, Балашихе, Картамазово, Одинцово, Ногинске, Подольске, Зеленограде, Лобне.
Партнером по обслуживанию интернет-магазина стал сервис Instamart, с 2013 года работающий на рынке доставки товаров с полок супермаркетов. Соответствующее соглашение между сторонами подписано на три года. Заказ, сделанный через сайт Metro, попадает на платформу Instamart, сотрудники которого организует сборку и доставку клиенту. Стороны не раскрывают число заказов, которые были выполнены за месяц работы интернет-магазина «для дома» в пилотном режиме. Управляющий директор Instamart Асан Курмангужин сообщил, что эти заказы принесли его сервису 12% месячного оборота. Оборот Instamart за 2018 год составил 1 млрд рублей.
К концу 2019 года доставка Metro должна заработать во всех городах-миллионниках, говорит директор по маркетингу «Metro Россия» Александр Федосов. Предпочтение отдается регионам с более развитым рынком e-commerce, добавляет он. «С другой стороны, мы видим, что рынок e-grocery очень развит в Подмосковье, и это очень хороший потенциал, учитывая локации наших магазинов. Мы покроем в первую очередь ближайшие города Подмосковья с высокой плотностью населения и близостью к нашим торговым центрам», — делится планами Федосов. Всего «METRO Кэш энд Керри» управляет 93 торговыми центрами в 51 регионе России.
Запуск доставки в новом городе обходится в 1-2 млн рублей, говорит Асан Курмангужин. В эту сумму входят расходы на покупку оборудования для хранения и перевозки продуктов, зарплата курьерам, сборщикам и сити-менеджеру — человеку, отвечающему за регион, расходы на тренинги и базовое маркетинговое сопровождение. Сам Instamart уже работает в 4 городах за пределами Москвы. Из 25 000 доставок, осуществляемых сервисом ежемесячно, 10% приходится на Санкт-Петербург, еще 10% — на Казань, Екатеринбург и Нижний Новгород.
«В городах-миллионниках рынок доставки продуктов еще находится в стадии формирования: операторы — как стартапы, так и розничные игроки — в большей степени ведут борьбу за формирование у потребителя привычки заказывать продукты домой через интернет, нежели друг с другом», — говорит Леонид Довладбегян, директор по стратегии и развитию электронной коммерции торговой сети «Перекресток», которая осуществляет доставку по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. На сегодняшний день из федеральных ретейлеров только Metro, «Перекресток», и «О‘кей» работают в онлайне. Metro станет первым, кто выйдет за пределы Московской и Ленинградской областей.
«На региональных рынках спрос на доставку продуктов является латентным. То есть его надо разбудить», — комментирует сооснователь проекта iGooods Григорий Кунис. В 2018 году его сервис доставки товаров из супермаркетов заработал за пределами родного Санкт-Петербурга и на сегодняшний день представлен в Белгороде, Казани, Оренбурге, Сургуте и Москве. «Там, где iGooods запустил сервис, динамика роста заказов хорошая и лучше, чем у нас была при старте в Петербурге в 2015 году. Но пока это все же маленькие объемы продаж», — признает Кунис. В Санкт-Петербурге у сервиса 2000 заказов в день, в других городах — 30-45 заказов в день. Результат работы в регионах зависит от умения эффективно рекламироваться и бюджета на продвижение, убежден предприниматель.
Размер маркетингового бюджета Metro не раскрывает. «В настоящее время мы только определяем оптимальный медиамикс на такое продвижение и тестируем разные каналы онлайн-трафика», — сообщил Александр Федосов.
Сооснователь Instamart Петр Федченков считает, что рост географии доставки из магазинов Metro должен привести к трехкратному росту выручки его сервиса. «Сотрудничество сервиса доставки и ретейлера может быть очень выгодным, — согласен Григорий Кунис. — В результате продажи сервиса могут быть значимо выше, особенно на первом этапе развития, при этом он экономит бюджет на продвижение». Однако сеть оставляет за собой доступ к клиентской базе, и оператор может быть легко заменен без потерь для ретейлера — в этом Кунис видит минус сотрудничества для сервиса-партнера.