Власть народа. Рядовые сотрудники Google требуют представительства в совете директоров
Сотрудники Google вновь заговорили о нерешенных проблемах в компании и вспомнили о требованиях, выдвинутых во время ноябрьской забастовки, когда из иска акционеров стало известно, что компания согласилась выплатить до $135 млн в качестве выходного пособия двум топ-менеджерам, обвиненным в сексуальных домогательствах.
И иск, и забастовка спровоцированы опубликованной осенью громкой статьей New York Times, рассказывающей, как компания защищает топ-менеджеров от обвинений в домогательствах. В ноябре 2018 года более 20 000 сотрудников Google покинули офисы по всему миру в знак протеста, а организаторы акции предъявили руководителям компании пять требований, в том числе требование обеспечить равные условия для временных сотрудников и дать представителю работников место в совете директоров.
Тогда Google согласилась с некоторыми из требований, вроде изменения процедуры информирования о сексуальных домогательствах, однако не приняла мер для решения остальных проблем. Сейчас организаторы забастовки используют информацию, содержавшуюся в иске, чтобы привлечь внимание к неравенству в компании и другим недостаткам ее корпоративной культуры с помощью хэштега GooglePayOutsForAll («Выплаты Google для всех»).
В иске приводятся выдержки из внутренних документов, доказывающие, что совет директоров Alphabet согласился выплатить выходное пособие в размере $90 млн бывшему основателю Android Энди Рубину и пособие в размере от $35 до $45 млн бывшему главе отдела поиска Амиту Сингхалу, несмотря на то, что совет признал заслуживающими доверия предъявленные им обвинения в сексуальных домогательствах. Сингхал, впрочем, не получил выходное пособие, одобренное советом директоров, в полном объеме, потому что вскоре перешел к конкуренту Google Uber, который, в конце концов, тоже попросил его покинуть пост из-за обвинений в домогательствах.
Мередит Уиттакер, соосновательница AI Now Institute, которая организовала движение сотрудников Google, сообщила, что инициатива GooglePayOutsForAll в социальных сетях направлена на то, чтобы привлечь внимание к тому, чем Google пожертвовал ради выплат Сингхалу и Рубину.
«Вообразите мир, в котором мы не платим насильникам более $100 млн, — заявила она. — На что еще могли бы быть потрачены эти средства?»
Среди предложений, выдвинутых пользователями Twitter, — оплата больничных и отпусков временным сотрудникам и предоставление равных возможностей темнокожим женщинам (штат Google, как и штат большинства ИТ-компаний, составляют преимущественно белые мужчины).
«Мы видим, что в компании есть средства на выполнение наших требований, она просто не туда их тратит, — говорит Уиттакер. — Она может себе это позволить».
Сотрудники Google и другие работники ИТ-отрасли распространили хэштег, сопровождая его своими предложениями о том, на что можно было бы потратить те самые $135 млн — например, профинансировать некоммерческие организации, борющиеся с насилием в отношении женщин, или повысить зарплату обслуживающему персоналу, работающему в кампусах Кремниевой долины («чтобы им больше не приходилось выбирать между оплатой жилья и покупкой продуктов»).
В иске подчеркивается требование организаторов забастовки обеспечить представительство работников в совете директоров. В США рядовые сотрудники обычно не входят в советы директоров, хотя в некоторых странах Европы представительство работников или поощряется, или является обязательным по закону.
«Нам следует поставить вопрос о том, почему Google находится под управлением крохотной группы людей, защищающей собственные интересы, — считает Уиттакер. — И понять, как мы могли бы ограничить эту власть и направить ресурсы на решение приоритетных задач, помочь гораздо большему числу людей».
В документе утверждается, что члены совета директоров Alphabet «сознательно и непосредственно способствовали сексуальным домогательствам и дискриминации» в компании. Авторы документы сообщают, что CEO Alphabet Ларри Пейдж выделил Рубину опционы на сумму $150 млн, не получив предварительно одобрение комитета по компенсациям Alphabet. Когда восемь дней спустя к комитету обратились за одобрением, его члены не запросили никакой дополнительной информации, что в иске названо «ярчайшим примером равнодушия и недобросовестности» со стороны совета директоров. Позднее Рубин использовал эти опционы как «рычаг» для получения выходного пособия в размере $90 млн, говорится в иске.
Уиттакер заявила, что организаторы движения сотрудников Google продолжат настаивать на прежних требованиях, включая представительство в совете директоров.
Google отказался прокомментировать обвинения, содержащиеся в иске, как и хэштег, запущенный сотрудниками, но выпустил следующее заявление: «В Google все, кто ведет себя неподобающим образом, подвергаются существенным санкциям. За последние несколько лет мы внедрили много изменений в рабочую среду и занимаем все более жесткую позицию по отношению к неподобающему поведению со стороны людей, занимающих высокие должности».
Перевод Натальи Балабанцевой