К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Успешный кандидат. Как пройти собеседование в международной компании

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Процесс отбора сотрудников в международные компании имеет свою специфику. Желающие стать частью команды должны доказать, что обладают набором нужных soft skills

Трудоустройство в любую компанию имеет ряд особенностей, которые зависят от множества факторов — страны основания, корпоративной культуры, масштаба, ресурсов. И тем не менее существуют общие правила, следование которым поможет вам стать частью международного коллектива.

На Брайтон-Бич опять идут дожди

Интервью в международных компаниях часто начинается со small talk, небольшой беседы. Обмен ничего не значащими фразами помогает снять напряжение и разрядить обстановку. Это может быть обсуждение недавней премии «Оскар», политических новостей или каких-то технологических новинок. Новости могут влиять на международные дела компании, поэтому важно быть в курсе событий. Торговая война между Китаем и США может сказываться на бизнесе, если эти регионы для него приоритетны. «Знание международной повестки представит вас как человека-космополита с глобальными взглядами на мир», — говорит Ольга Лоренц, партнер и руководитель направления «Карьерное консультирование» RosExpert. Будьте готовы поддержать светскую беседу или обсудить актуальную новостную повестку.

Один день

Если соискатель отправляется на собеседование в российскую компанию, то обычно закладывает на это пару часов. Многие, не имея возможности оставить свою текущую работу, отправляются на встречу в обеденный перерыв. В случае с международными компаниями такой фокус не пройдет — лучше возьмите отгул и будьте готовы провести на собеседовании весь день. Международные компании стремятся к сокращению количества этапов интервьюирования — по крайней мере когда это касается массового подбора и работы с молодежью, и часто организуют цикл интервью в рамках одного дня или же панельные интервью. Это продиктовано необходимостью быстро закрывать позиции и высокой конкуренцией между работодателями, рассказывает Виктория Филиппова, партнер рекрутинговой компании Cornerstone. Запаситесь терпением, работайте над своей эмоциональной устойчивостью и тренируйте психологическую выносливость.

 

Работа в кадре

Чтобы познакомиться с кандидатом заранее и провести первичный отбор, некоторые компании просят присылать презентацию, записанную на видео. Это совершенно особое искусство. Изучите удачные примеры на YouTube, сделайте несколько дублей и перед тем, как отправить потенциальному работодателю, покажите, например, своим друзьям и попросите честной критики. «Важно до старта записи зафиксировать, о чем именно хочется сказать (можно даже отрепетировать). Но ни в коем случае не читайте с листа и старайтесь сохранять зрительный контакт с камерой — не забывайте, что запись будут смотреть реальные люди», — советует Надежда Рогулева, менеджер по развитию бренда работодателя PepsiCo Россия. Рекрутеры компании ежемесячно отсматривают по 70-150 видеорезюме.

Что вы делаете сегодня вечером?

Если в российских организациях редко спрашивают об увлечениях кандидата, то, например, в  американской компании могут поинтересоваться, как вы проводите досуг. «Как-то американский клиент проводил интервью с соискателем на позицию генерального директора компании в России, и половина вопросов была не про опыт кандидата, а про семью, собак и хобби», — рассказывает партнер рекрутинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia) Юлия Забазарных.

 

Не стоит смущаться подобного рода вопросов, будьте открытыми и отвечайте честно. Компании обращают внимание на разносторонность сотрудника, ведь трудоголики, зацикленные на работе, вряд ли смогут вдохнуть в проект свежие идеи.

Чужая планета

Прежде чем устраиваться в компанию, постарайтесь максимально изучить ее корпоративную культуру. То, откуда компания родом, привносит множество нюансов. Например, европейцы и американцы приветствуют инициативу, у них демократичная корпоративная культура, поэтому стоит смело вступать в диалог, задавать вопросы, быть открытым и дружелюбным. При этом американцы более активны, им нравится жизнерадостность и позитивное отношение к жизни.  Главное для европейских компаний — порядок и системность: нужно четко формулировать причины переходов, свои достижения, основной функционал и мотивацию, советует Забазарных.

В азиатских компаниях все с точностью до наоборот — их отличительной особенностью является строгая иерархия. Внимательно слушайте, не перебивайте и всячески демонстрируйте свое уважение. Лучше не задавать много вопросов, разговоры на личные темы исключаются, а словоохотливость не приветствуется. Не следует быть излишне эмоциональным, громко смеяться, делится эксперт.

 

Никогда не опаздывайте. Если в Индии бизнес-этикет вам позволит прийти на встречу немного позже и никто в этом не увидит ничего плохого, то в Японии такое поведение — табу.

«Был случай, когда у отличного кандидата был отозван оффер, потому что он опоздал на финальную встречу в крупную японскую компанию на 10 минут. Никакие оправдания не помогли», — вспоминает Забазарных.

Какой бы ни была корпоративная культура потенциального работодателя, на собеседовании имеет смысл показать свою лояльность к ней. Существует даже специальный термин CQ — культурная компетентность, то есть способность адаптации и эффективной работы в компаниях с разными культурами. Чтобы развить у себя это качество, обратитесь к носителям культуры той страны, откуда пришла ваша компания-работодатель. Скорее всего, именно человек, работающий в американской компании, даст интересные и действенные советы, как общаться с американцами. В литературе такая информация подается формально, подсказывает Лоренц.

Обратите внимание на свойственный компании и стране стиль речи. В каждой компании есть определенный набор специфичных слов, которые используют сотрудники и руководство. Внимательно просмотрите корпоративный сайт, тексты в медиа, которые публикуются от лица спикеров компании, профили руководителей в LinkedIn. Обратите внимание, как сотрудники компании описывают свою работу. Например, такие слова, как «лонч», «питч» или «аджилити» могут употребляться в разном контексте, и ваши шансы возрастут, если вы считываете его верно, добавляет эксперт.

Рады ответить на ваши вопросы

Если в российских компаниях чаще интересуются лишь знаниями и навыками соискателя, то в международных организациях большое внимание уделяют так называемым soft skills. Потенциальному работодателю важно понять, насколько вы впишетесь в коллектив, как вы работаете с критикой, командный ли вы игрок и так далее.

 

Часто задают вопросы о достижениях, проектах, которые были успешно реализованы. Светлана Быкова, управляющий консультант рекрутинговой компании Hays, советует разделить на блоки все свои достижения: расскажите, чего удалось достичь в техническом плане (автоматизация, улучшения процессов, сокращение затрат, выход на новый рынки); подумайте, как презентовать опыт кросс-функционального взаимодействия (например, совместные проекты с другими командами или международными офисами). Для менеджеров один из самых значимых блоков — примеры роста сотрудников, а также решения сложных, конфликтных ситуаций. Здесь важна конкретика, цифры, говорит эксперт.

В российских компаниях собеседование порой похоже на допрос, рекрутеры так разворачивают беседу, что соискателю уже кажется, что он не достоин работы и тех денег, которые он за нее хочет. В конце беседы ему могут сказать пару общих слов о компании, однако ему вряд ли предоставят возможность выяснить все нюансы. В международных компаниях интервьюер скорее вам расскажет о ценностях организации, принятых нормах. Ведь в случае, если работодатель не оправдает ваших ожиданий, ему придется снова искать сотрудника и тратить на это ресурсы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+