К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Сколько я буду зарабатывать?» Как задавать неудобные вопросы на собеседовании

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Придется ли вам перерабатывать, какой будет ваша зарплата и какие у вас карьерные перспективы — вопросы-табу, на которые все-таки хочется знать ответы еще на этапе собеседования

Мы частно говорим о том, как правильно отвечать на вопросы рекрутеров на собеседовании или как вести себя на стрессовом интервью. Но соискатель как полноправный участник переговоров имеет право задавать любые вопросы, которые его волнуют. Forbes спросил у экспертов в области HR, как соискателю правильно задавать вопросы, которые его волнуют, но считаются неудобными или некорректными.

1. Что случилось с моим предшественником?

Даже если это собеседование с доном Корлеоне, не нужно спрашивать в лоб. Ведь вы не предполагаете, что с предшественником действительно что-то случилось. Поэтому лучше всего спросить: какова причина открытия позиции? И если с сотрудником, занимавшим эту должность, расстались или расстаются, то, по мнению эксперта рекрутинговой компании Hays Марии Хандрос, нужно узнать, что именно не устроило работодателя. Это поможет понять, насколько вы соответствуете требованиям компании, и определить ключевые моменты на первые месяцы работы.

А вот если позиция совершенно новая, то стоит обсудить, что именно вам придется выстраивать с нуля. Спросите, выполнял ли кто-то функции, которые отдадут новому сотруднику, и почему потребность в новом человеке возникла именно сейчас. Со своей стороны, добавляет Ольга Петровская из Cornerstone, вы можете посмотреть в LinkedIn, кто работал на этой должности до вас, как долго и как часто менялись сотрудники.

 

2. Когда я узнаю о результате собеседования?

Любое интервью — это переговоры. И они должны заканчиваться конкретными договоренностями по дальнейшим срокам. Поэтому в этой ситуации без всяких премудростей можно напрямую спросить: «Когда я могу рассчитывать получить обратную связь от вас?» — говорят эксперты. И если вы заинтересовали работодателя, рассказывает генеральный директор CAF Group Наталья Ионова, то он, как правило, называет конкретный срок, не превышающий неделю, так как боится упустить квалифицированного сотрудника.

3. Какой будет зарплата?

Соискатели часто боятся спрашивать про финансовые условия. И, кстати, не зря: рекрутеры не рекомендуют задавать этот вопрос на первом этапе собеседования. В таком случае может показаться, что материальный аспект — ваш единственный и главный мотиватор. Такое поведение может даже стать причиной отказа. Поэтому эксперты советуют дождаться, пока рекрутер сам не начнет разговор о деньгах.

 

Но если даже на втором этапе собеседования разговор об этом не зашел, то можно инициировать его самим. Партнер компании «Контакт» Юлия Забазарных советует аккуратно уточнить: «Какой у вас бюджет для данной вакансии, каковы показатели и бонусная схема в зависимости от их выполнения?» И главное, показать, что вы понимаете — вознаграждение дается за результат. Вопросы о соцпакете лучше тоже оставить напоследок, говорит Ионова из CAF Group. Иначе может возникнуть впечатление, что вы планируете усиленно болеть, часто ездить в отпуск и заводить детей.

4. Есть ли в компании переработки?

Задавая прямой вопрос о переработках, вы автоматически транслируете рекрутеру, что вы не трудоголик и ровно в 18:00 вы встанете и уйдете. Поэтому заходить нужно с другой стороны: корпоративной культуры. Руководитель направления департамента IT & Telecom и Media кадровой компании «Юнити» советует начинать с вопросов о том, какой подход у компании к рабочему процессу: демократичный и творческий со свободным графиком или системный с жестким графиком работы. И уже затем можно спросить, нормированный ли у команды рабочий день, и если нет, то как учитываются переработки. В связке с корпоративной культурой этот вопрос уже не будет выглядеть некорректным или неудобным.

В любом случае на первой встрече этот вопрос задавать совсем не стоит, говорят эксперты. А переработки, делится Ольга Петровская из Cornerstone, есть практически во всех компаниях, другой вопрос, насколько они регулярны и с чем они связаны.

 

5. Какие перспективы у этой позиции?

Конечно, важно знать, каким может быть ваше будущее в компании, в которой вы проходите собеседование, но с другой стороны, странно задавать вопрос про повышение и карьерную лестницу, когда вас еще даже не приняли на работу. Поэтому руководитель практики «Продажи» компании Kelly Services Ольга Иванова предлагает переформулировать вопрос, например, так: «Сориентируйте, пожалуйста, как выглядит развитие сотрудников внутри компании — средний срок работы на роли, примеры вертикальных и горизонтальных перемещений».

Другой вариант предлагает генеральный директор CAF Group, Наталья Ионова: нужно предварить вопрос о перспективах позиции рассказом о том, что собираетесь эффективно работать и расти, углубляя существующие компетенции и приобретая новый опыт, поэтому должны быть уверены, что вам с компанией по пути.

Впрочем, эксперты сходятся в одном — вопросы у вас должны возникнуть. Иначе вы покажетесь незаинтересованным в вакансии. Идеально подготовить 2-3 важных для вас и записать их: во время интервью вы можете переволноваться и просто забыть. Лучше всего дождаться момента, когда рекрутер или нанимающий менеджер спросит вас сам. Но если у вас получится аккуратно и ненавязчиво встроить вопросы в интервью — это будет выглядеть достойно. И помните, что собеседование — это беседа о том, подходите ли вы друг другу, а не обоюдный жесткий экзамен.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+