К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Постпраздничная депрессия»: как управлять сотрудниками после отпуска

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Самая неудачная идея, которая может прийти в голову руководителю после длинных выходных, — начать закручивать гайки. Очень часто работники принимают решение об увольнении именно после длительного отпуска

Первые рабочие дни после затяжных выходных или отпуска — всегда большой стресс для организма. Безусловно, возвращение с очередных каникул — это вопрос личной адаптации и привыкания, но именно в этот период сотрудник обычно нуждается в большой поддержке. Когда отпуск заканчивается и ты вынужден вернуться к рабочим задачам, начинает проявляться то, что называют «постпраздничной депрессией» — состояние подавленности, апатия, сложности с концентрацией, плохое самочувствие. Это может серьезно подорвать атмосферу и навредить работе всего коллектива.

Не торопитесь

Исследование Американской психологической ассоциации показало, что отпуск помогает большинству работников забыть о стрессе, улучшить самочувствие и производительность труда. Однако у 24% сотрудников все положительные последствия отдыха — прилив энергии и снижение стресса — исчезают сразу после выхода на работу, а 40% заявили, что эффект длится всего несколько дней после возвращения в офис. Поэтому самая неудачная идея, которая может прийти в голову руководителю, — начать закручивать гайки. По данным компании Officevibe, 75% сотрудников увольняются с работы именно из-за ухудшения отношений с начальником.

Очень часто работники принимают решение об увольнении именно после длительного отпуска. Если отдых пришелся на «знаковые» периоды: день рождения, медовый месяц или Новый год — есть риск, что ситуация усугубится желанием резко изменить жизнь. На такой благодатной почве любой контроль со стороны руководителя покажется чрезмерным и может стать отправной точкой прощания с сотрудником. Если вы хотите сохранить своих людей и команду, тогда позвольте отдохнувшему человеку замедлиться.

 

Обычно адаптационный период после отпуска занимает от трех до пяти рабочих дней. В первое время сократите рабочую нагрузку до минимума: не начинайте новые проекты, не принимайте кардинальных решений и постарайтесь воздержаться от жестких дедлайнов. Банальный, но по-прежнему эффективный совет — предложите сотруднику начать день с того, чтобы не спеша разобрать рабочую почту. Если писем немного, подчиненный может сам инициировать переписку: поднять последние письма от подрядчиков, договориться о первых встречах.

Вторая идея — попросить вашего сотрудника уделить какое-то время составлению индивидуального плана развития (ИПР) на следующий период (месяц, квартал). Если ИПР уже есть, то после отдыха он сможет посмотреть на план свежим взглядом и добавить в него что-то новое. Если в компании не используются ИПР, предложите составить «облако желаний» на профессиональную тему — визуализация своих мечтаний всегда будет полезна. Какие навыки хотелось бы развить вашему сотруднику? Какие задачи хотелось бы попробовать? Есть ли тренинги и курсы, о которых он давно думал? Хочет выучить язык? Может быть, тогда подключить сотрудников из других отделов, чтобы сформировать разговорный клуб? Правда в том, что после отпуска мозг переключается на другие ритмы, мыслит иначе, гораздо шире, чем в рутине, поэтому упражнение будет полезно.

 

Обязательно пригласите своего коллегу пообедать или позавтракать вместе: так вы сможете разделить его приятные воспоминания из отпуска, посмотреть фотографии, послушать безумные истории и наполниться позитивными впечатлениями. Расскажите о нерабочих новостях, забавных событиях, произошедших в компании в период отсутствия сотрудника. Совместное времяпровождение напомнит, что вы команда.

Постарайтесь не задерживать отпускника на работе в первые дни после отдыха: рабочие задачи никуда не убегут, а за понимание и уважение к личному времени вас будут ценить еще больше.

Спланируйте возвращение

Большую роль, конечно же, играет подготовка к отдыху. Не оставляйте важных нерешенных вопросов на первую неделю после отпуска. А в некоторых компаниях поступают так: отпуск планируется заранее, руководитель предлагает сотруднику вернуться к концу рабочей недели: так появляется возможность мягко войти в рабочий процесс в четверг или в пятницу, затем снова уйти на выходные и в понедельник вернуться другим человеком.

 

Поиграйте

Если из отпуска вернулось сразу несколько сотрудников, вы можете поменять формат совещаний. У одной небольшой IT-компании, где работают приверженцы геймификации, есть прекрасная традиция — на неделе после длинных праздников первое собрание проводится в игровой форме. Результаты прошлого периода (года или квартала), ключевые достижения и планы разыгрываются в виде викторины. Выглядит это так: на экране в свободном порядке появляются цифры и факты. Необходимо за максимально короткий срок вспомнить, к какому департаменту или KPI относится эта цифра, и за правильно расшифрованное послание каждый получает по одной условной единице награды, которые потом можно обменять на приятные бонусы, например сокращенный рабочий день на один час в первую неделю. Все это проходит весело, шумно, а главное, повышает вовлеченность и вновь погружает людей в рабочие задачи.

Помимо игровых совещаний, можно заранее спланировать ряд лекций на околорабочую тематику. Тем множество: что такое менторинг и чем он может помочь в жизни, как правильно выбрать вид спорта, техники релаксации и медитации. Сейчас на рынке достаточно заинтересованных специалистов, которые готовы безвозмездно делиться знаниями. HR- или PR-отделы могут заранее стать проводниками таких встреч, запланировав и вписав в общий график компании. Это отличное продуктивное времяпрепровождение, которое позволяет прийти в себя, не погружаясь сразу в работу.

А еще некоторые команды начинают совещания с рассказов о книгах, прочитанных за время отдыха. Часто выбор литературы удивителен, и вы взаимно обогащаетесь, слушая отзывы коллег.

Все зависит от вас

Роль руководителя в мотивации всей команды трудно переоценить. Важно понять, что менеджер окажет реальную поддержку подчиненному, если будет лояльнее и креативнее, нежели будет действовать в рамках шаблонов. Основная ваша цель — вдохновить вернувшегося человека на большие свершения и показать ему, что его очень ждали.

Сделайте совместно с командой сюрприз для сотрудника. Неважно, что это будет: коллаж из фотографий на заставке рабочего стола, смешное четверостишие на стикере как плод коллективной фантазии или даже простая шоколадка.

 

Ваша ключевая задача в этот период — быть проводником вовлеченности, энергии и заботы. Руководителю важно задать правильный тон: если вы сами по возвращении из отпуска начинаете жаловаться и сожалеть об утраченном времени, все вокруг обязательно подхватывают вашу песню и делают то же самое. Заряжайте пространство позитивом: чем больше вы отдаете, тем больше вернется в ответ. К такому руководителю всегда будет приятно вернуться из отпуска, и ваша команда будет вам благодарна.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+