К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA

Современная управленческая наука и бизнес-образование — надстройка над многовековой культурой и историей человечества. Люди зарабатывали деньги, управляли армиями и странами задолго до того, как появились бизнес-тренинги, бизнес-школы и бизнес-литература. Александр Македонский, Колумб, Ротшильды воплощали грандиозные планы, экономика росла, города строились, соседи разорялись. И никто не догадывался, что существуют управленческие навыки, которые нужно прокачивать.

Деловая литература написана «на полях» основных мировых текстов — исторических, философских, религиозных, художественных. Бизнес-образование не должно обходить их стороной: своего рода первоисточники, они могут дать будущим управленцам значительно больше, чем учебники. Деловая литература отсекает все, что лежит за границами ее познания, утверждая: главное — работа и успех. Но нет ли здесь противоречия? Теоретики и практики бизнеса все чаще заявляют о необходимости находить баланс между работой и личной жизнью, о том, что мотивация зависит от настроения и самоощущения: человек, у которого разваливается семья, едва ли может трудиться в полную силу. Бизнес — это не только деньги, стратегия и управление, это еще и психология, и житейская мудрость.

Художественная литература, в отличие от деловой, повествует о мире во всем его многообразии, исходя из того, что бизнес — частный случай жизни, а не наоборот. Она показывает взаимосвязь вещей и при этом дает практические советы и учит стратегическому мышлению не хуже учебников. Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA.

 

Чему учит Лев Толстой

Лев Толстой — образец стратега, способного обрабатывать огромный объем информации: «Войну и мир», роман, в котором действуют 1500 героев, он создал задолго до появления компьютера и интернета — и не допустил ни одной хронологической ошибки. Он описал мир в его целостности, развив повествование вглубь и вширь, связав общее с частным — показав, как делается история и что думают об исторических событиях Наполеон, Кутузов и обычные люди. Толстой продемонстрировал, как нужно смотреть на мир: оценивая одновременно близкий и дальний план, детали и ситуацию в целом — постоянно меняя оптику, чтобы видеть картину во всей полноте.

«Война и мир» — универсальный управленческий кейс. Он показывает, например, что при принятии решений нужно учитывать, что вы — лишь песчинка в огромном мире. Кутузов это понимает — и побеждает, а Наполеон считает себя ветром, который дует на корабль, а не парусом, — и в итоге терпит поражение. Еще одна управленческая тема романа — мотивация. Толстой описывает солдат и офицеров, которые готовы на все, защищая Москву: борясь за то, что им дорого, они сплачиваются и «всем народом навалиться хотят». Во время Аустерлицкого сражения, которое проходило за границами России, этого нет: хотя у русско-австрийской армии было численное превосходство, командной работы не получилось. Толстой пишет также о микроменеджмете и управлении изменениями. В отличие от Наполеона, который до последнего пытается руководить боем и все контролировать, Кутузов убежден: во время сражения ситуация меняется каждую секунду, и при таких скоростях управлять процессом невозможно. Он принимает главное решение — выбирает позицию, дает генеральное сражение, а затем перестает суетиться и доверяется подчиненным. Когда к нему подходят адъютанты и просят позволения что-то сделать, он отвечает: «Сделай, братец, распорядись».

 

Одна из слабых сторон бизнес-литературы, на мой взгляд, — нацеленность на успех. Но успех не может быть постоянным: кризисы, подъемы и падения неизбежны. Победа не бывает полной, а из поражения всегда можно извлечь урок и обернуть его в свою пользу. Толстой это великолепно демонстрирует: потерпев поражение при Бородино, Кутузов принимает непопулярное решение оставить Москву — он играет вдолгую и в результате выигрывает.

Кто писал о черных лебедях

О том, что человек не властен над реальностью и любое управленческое решение ограничено действительностью, мировая литература писала задолго до Насима Талеба — и гораздо более образно и ярко. В трагедии Софокла «Царь Эдип» черным лебедем для самого себя оказывается главный герой: поняв, что убийца — он сам, Эдип теряет все. Так и в бизнесе: руководители или владельцы компаний, пав жертвой собственных амбиций, могут разрушить свое детище. Король Лир Уильяма Шекспира всю жизнь стремится принимать верные управленческие решения, но однажды, не сумев отличить черное от белого, он поддался на лесть. Переводя на язык бизнеса, он не просчитал, на что ставить: с кем торговать, на какого управленца положиться. Это приводит к катастрофе — герой слепнет и умирает.

Очень подробно эта тема раскрыта в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина. Царь приказывает схватить Гришку Отрепьева, но исполнители оказываются коррумпированными, у них нет мотивации выполнять это поручение, и Григорий бежит. Приказы не исполняются, потому что не отстроены институты, а руководитель не видит реального положения дел. Пушкин объясняет: важно понимать, как на самом деле слаб твой голос, и всегда быть готовым к появлению черных лебедей. Нужно либо быть уверенным в мотивированности подчиненных либо знать, что делать, если они подведут.

 

Как правильно читать

Чтобы учиться у авторов и персонажей мировой художественной литературы, необходимо правильно читать. Нас все время учат видеть между строк, но не учат видеть строки. Это ошибка. Не стоит думать, что автор творит в бреду, что вдохновение — это пегас, который прилетает раз в году. Нужно понять, что писательство — тяжелый труд, сознательная и напряженная работа, а художественный текст — невероятно информативная продуманная вещь с четкой структурой.

Читать следует медленно и внимательно, замечая детали — и тогда пропадет желание пропускать страницы и гнаться за сюжетом. Самое приятное для бизнесмена —  подписать крутой договор и увидеть деньги на счету. Но этому предшествует рутинная работа — анализ, переговоры, согласование, — и ее никто не пропускает. Так же и в чтении. Нужно довериться автору и понять, что Толстой умнее нас и при этом не унижает нас своим текстом, что Гоголь остроумнее нас, но не пишет на нас карикатуру, а приглашает к размышлению. Авторы мировой классической литературы — великие люди, многие из которых были богатыми, имели успешные проекты и умели выверять каждую запятую. И если юристы, вычитывая многомиллионные контракты, не упускают ни одной детали, почему же мы поступаем так с художественным текстом?

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+