К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проект жизни. Как планировать в условиях неопределенной среды

Фото Getty Images
Фото Getty Images
«Метод набегающей волны», применяемый в проектном управлении, можно использовать и для планирования в личной жизни

Поговоркой про корабль, который лавировал, да не вылавировал, можно кратко подытожить состояние отечественного бизнеса, который не умеет нормально планировать свою деятельность. Но планировать в условиях непредсказуемых изменений почти во всех сферах от экономики до политики, от климата до поведения людей очень сложно. Герой известного романа Булгакова скептически и справедливо заявлял, что управлять без понимания того, что произойдет хотя бы за ближайшую тысячу лет, невозможно. Поэтому человек обречен быть в ситуации, когда его жизнью «управил кто-то другой».

В российских традициях

Часть отечественного бизнеса — то ли под воздействием бессмертного романа, то ли из генотипической любви россиян к крайностям — либо не планирует деятельность вовсе (малых предприятий с нормальной планово-учетной системой практически нет, да и средние часто управляются по принципу наличия денег в тумбочке), либо его планы на бумаге не имеют ничего общего с тем, что происходит по факту. Даже статьи затрат не совпадают, не говоря о показателях.

Тем не менее конец текущего года и начало следующего компании обычно проводят в увлекательном и сложном процессе — пытаясь угадать, что год грядущий нам готовит. Деятельность многих из них связана с закупками за рубежом, а потому курс валют служит мерилом благополучия большого числа бизнесов и не только в нефтегазовой промышленности (у которой как раз все хорошо). Вмешательство госрегулятора тоже вносит элемент нестабильности в планы предпринимателей. А отсутствие терпения и умения выстраивать причинно-следственные связи у постановщиков задач и их исполнителей вынуждает весь менеджмент играть в игру «угадайте, что мы задумали: не угадали — мы уже передумали». Игра идет с переменным успехом как с подачи рынка в целом, так и конкретных работодателей и лиц, принимающих решения, в частности. Выигравших в такой игре нет, зато всегда избыток «виноватых».

 

Не жизнь, а сказка

Выбраться из ловушки неопределенности способен тот, кто умеет пользоваться инструментом «скользящее планирование» или «планирование методом набегающей волны». Нехитрый алгоритм давно и успешно применяется в проектном управлении, но незаслуженно редко используется в повседневной практике непроектных организаций. Мне кажется, что и в обыденной жизни любого человека метод скользящего планирования не навредит. А многим даже поможет. Необязательно планировать в частной жизни все — обнулив романтику приятных сюрпризов. Но если есть желание перестать наступать на те же грабли с упорством, достойным лучшего применения, то несколько внятных принципов помогут его осуществить.

Суть идеи скользящего планирования проста: поскольку жизнь всегда богаче наших представлений о ней, невозможно детально запланировать все действия на долгий срок с гарантией непременного «исполнения отдаленных мечт». Однако если человек (или предприятие) не действует всегда и только вслепую, можно задать направление движения к желанной цели крупными мазками, а планировать конкретные действия надо на том временном горизонте, на котором ситуация поддается контролю.

 

Длительность и содержание плана конкретных действий зависят от той деятельности, которой хочется управлять. И от понимания планировщиком сути этой деятельности. Чем больше опыта, тем четче шаги и длиннее горизонт планирования. Чем меньше опыта, тем обобщеннее образ цели и короче период планирования конкретных действий. Например, если барышне «уж замуж невтерпеж», но замужем она еще ни разу не была, то тщательное представление в голове образа прекрасного принца и детальное изображение его в пахнущем духами дневничке, вопреки наставлениям лайф-коучей, не приблизит объект, а отдалит его от венца. Идеал заботливого состоятельного полубога, красиво описанный в женских романах, потому и не встречается в жизни, что в книжках пишут обычно о том, чего в жизни не бывает, но автору очень хотелось, чтобы было, — вот и создана им альтернативная скучному бытию прекрасная сказка.

Ради гендерной справедливости отметим, что никто так не привередлив в выборе невесты, как лысые нищие холостяки, почему-то считающие свою принадлежность к мужскому полу основным и уверенным преимуществом в глазах любой принцессы. Однако те, кто был замужем или женат, как правило, уже в состоянии описать желаемый объект довольно близко к распространенному, а не сказочному виду человека и отказаться от большого количества капризов и формулировок «он/она должны, а я имею право». Не потому ли по статистике вторые браки крепче и удачнее первых?

И ровно то же самое происходит у бабочек, пчелок и романтиков «от бизнеса». Чем больше они ориентируются не на опыт и практику работы конкретного бизнеса, а на тренинги типа «как пятью простыми действиями заработать миллион долларов и больше никогда не работать», тем жестче будет удар о жизненную поверхность. Тренеры рассказывают о том, о чем сами мечтают, но достичь в реальности не смогли. Люди, не создавшие успешной бизнес-системы, рассказывают о том, как такую модель сделать. Наивная аудитория верит бодро продекларированным со сцены победам и редко задает вопрос, как в моменте работает тот победный бизнес, о котором рассказывает тренер, если он сам 90% своего времени тратит на шоу.

 

Планирование не шоу

Планирование отличается от сторителлинга тем, что в нем предполагается не только описание желаемого результата, но и шаги по его достижению. Со сроками, ответственными лицами, ресурсами, стоимостью и др. Умелое планирование предполагает также хеджирование рисков, то есть наличие альтернативного плана Б, если план А в какой-то момент окажется неосуществим.

Итак, что надо сделать, чтобы запланировать деятельность в условиях большой неопределенности среды.

1. Описать желаемую цель и обозначить горизонт планирования. Например, «войти в тройку лидеров отрасли через пять лет». Или «купить домик у теплого моря и переселиться туда через три года». Или «похудеть на десять килограмм к лету (через полгода)».

2. Подумать, чего надо достичь на кратном промежутке, чтобы реализовалась эта цель. Например, «если мы хотим войти в тройку лидеров через пять лет, то какое состояние компании должно быть через три года: место на рынке, объем продаж, уровень капитализации и прочее». Или «если через три года я уже хочу жить в своем домике у моря, то что у меня должно быть через полтора года: какой доход, что в собственности, какой образ жизни». Или «если через полгода я буду весить на 10 кг меньше, то сколько я буду весить через три месяца, какой образ жизни вести, что и когда есть и не есть, каким спортом заниматься и др.».

3. Приблизить горизонт планирования и состояние на тот период, на котором привычно и комфортно управлять своими действиями. Например, «если через три года у нас должен быть такой объем продаж и место на рынке, какого состояния мы должны достичь через год? Что учесть в текущем годовом планировании, чтобы повысить вероятность достижения этого состояния?» Или «если через полтора года у меня планируется такой доход и образ жизни, что мне надо изменить в планах на ближайшие полгода относительно места работы и места в обществе». Или «если через три месяца я буду весить столько-то, то какую диету начать соблюдать, в какой спортклуб мне надо завтра записаться».

 

4. Запланировав действия на ближайший управляемый период, надо начать их осуществлять, контролируя отклонения. Например, «в текущем году объем продаж основного продукта под угрозой из-за курса валют — какой продукт отечественного производителя можем вывести на рынок, чтобы не провалить продажи?». Или «нынешняя работа не приведет к желаемому доходу, несмотря на то что неоднократно предлагал руководству свое участие в дополнительных проектах — надо запланировать поиск новой, хотя и страшно, да и тусовка сложилась, да и лень». Или «грядет Новый год — как мне запланировать меню так, чтобы не вылететь из привычного веса за три дня и вкусного поесть».

5. По мере движения по календарю в сторону своей цели, конкретизировать следующие периоды, зафиксировав промежуточные результаты и учитывая их в следующей итерации планирования. Например, «через восемь месяцев от старта действий понимаем, что план продаж по году просядет на 20%, если не менять действий или отдельных исполнителей и их систему мотивирования — что надо делать в оставшиеся 4 месяца, чтобы сократить разрыв?» Или «четыре месяца прошли, а я все еще ищу работу по принципу «а вдруг сама найдется?» — так домика у моря мне не видать, надо сделать себе ежедневный план по поиску и выполнять его». Или «вес снизился на три килограмма за три месяца отказа от всех радостей жизни — надо усилить тренировки и диету или забить на цель похудания и быть толстым и счастливым?»

Хороший результат

Итак, создав образ цели и определив направление движения к ней, следует создать несколько промежуточных образов подцелей, достижение которых приведет к желаемому результату. Далее детально планировать действия на тот период, которым вы реально управляете, но строго следить за отклонениями и корректировать либо действия (что правильно), либо образ цели (что нежелательно без серьезных оснований). По мере приближения к промежуточному образу цели и фиксации достижения, детализировать следующий управляемый отрезок действий. И так до победного результата.

Или осознанного отказа от него. У вас всегда есть возможность назвать целью не то, к чему вы реально стремились, а то, чего вы в итоге достигли. В конце концов вы можете выдать полученное за запланированное — и пойти в бизнес-тренеры или лайф-коучи.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+