«Поставили на паузу». Почему вам не звонят после собеседования
Если работодатели особенно тщательно и долго отбирают кандидата на вакансию, в большинстве случаев это объясняется двумя причинами. Первая — компании нужен редкий специалист, человек с определенным набором навыков и умений. И даже если следующий соискатель в ряду кандидатов выглядит лучше, то предыдущему до последнего не говорят ни да, ни нет — в запасе, на всякий случай, держат всех: дефицитные специалисты знают себе цену на рынке труда, и еще неизвестно, с кем из них удастся в конце концов договориться. (Но если вам не звонят в течение двух недель после интервью, скорее всего, вы все-таки не подошли.) Вторая распространенная причина — компания тщательно выбирает кандидатов, старается нанять самых талантливых, поэтому собеседование проводится в несколько этапов. Например, соискатель на менеджерскую позицию в банке проходит от трех до пяти этапов интервью, на что может уйти от нескольких недель до месяца и больше. Вначале с ним общается HR-специалист, затем — нанимающий руководитель, а если речь идет о ключевой должности, то и руководитель руководителя. Также соискателя могут попросить пройти тесты (Hogan, TalentQ и даже полиграф) и встретиться с менеджерами смежных отделов, с которыми придется тесно сотрудничать. Если работодателя устраивает ваша кандидатура, это сразу чувствуется: паузы между этапами незначительные, и HR-специалист компании (или консультант в агентстве) держит с вами постоянную связь и информирует о дальнейших действиях.
Отправили в резерв
Если вам не звонят — это может означать, например, что вы произвели неоднозначное впечатление и вас отправили в резерв. Работодателя может смутить, как ни странно, длинный перечень дополнительного образования. Вроде ничего плохого в этом нет — человек любознателен, находит время на учебу, развивает свой потенциал в разных направлениях. Все так. Но если каждое новое образование не подтверждается последовательным карьерным развитием, то вас могут посчитать обычным «коллекционером» корочек. А это уже стоп-сигнал для рекрутера.
Проверяют на лояльность
Приживется ли в компании новый сотрудник, которого сейчас нанимают на работу? Лучше выяснить это сразу. Рекрутер, который работает со своими клиентами не первый год, понимает такие вещи с ходу. Если наниматель — жесткий руководитель, а кандидат не слишком стрессоустойчив, рекрутер, скорее всего, решит не показывать его компании. И не потому, что возьмет на себя больше полномочий, чем надо. Просто есть список обычных компетенций, а есть специальные фильтры, через которые также часто негласно «прогоняют» соискателей: например, смотрят на совместимость с руководителем и всеми членами команды. В нашей практике был случай, когда заказчик, очень энергичный менеджер, человек с зашкаливающей производительностью, рассматривая соискателя на одну из позиций в своей компании, вынес вердикт: «Слишком медленно говорит. А если медленно говорит, значит, медленно думает. Очевидно, что и работать он будет в таком же темпе — этот кандидат вряд ли впишется в нашу команду». А про другого клиента — человека с весьма прагматичным подходом к работе — было известно, что от каждого ответа кандидата он ждет конкретных цифр. И если какой-то соискатель, например, на предварительном собеседовании не мог в цифрах рассказать о своих достижениях, то и консультант не рисковал представлять его заказчику.
Если вы — кандидат и хотите в будущем избежать ненужных разочарований, лучше сразу расспросить рекрутера о руководителе компании и его стиле управления. Выясните:
— Как в компании принимаются решения;
— Какой темп работы принят в компании;
— Как организовано взаимодействие отделов — регламентируется ли обмен информацией, практикуются ли дедлайны, какие IT-системы использует компания, как ставятся задачи и как контролируется их выполнение.
Если рекрутер заинтересован в кандидате, он с удовольствием поделится с ним этой информацией. Если же сомневается и хочет проверить человека на прочность, — сознательно расскажет ему о тех сторонах работы в компании, которые могут оттолкнуть, и посмотрит на реакцию.
Помните: работа нужна прежде всего вам, поэтому берите инициативу в свои руки. Заработаете, кстати, дополнительные очки: по тому, какие вопросы задает кандидат, рекрутер делает выводы о потенциале человека. Но вопросы следует задавать в строгой последовательности. Сначала интересуются функционалом вакансии, целями и задачами предстоящей работы и только потом спрашивают про размер зарплаты и возможность работать по гибкому графику. Рекрутерам особенно импонируют кандидаты, которые, прежде чем прийти на собеседование, собирают максимум информации о компании — ее истории, корпоративной культуре, стратегии.
Откажут
Молчание рекрутера может быть и признаком того, что вам скоро откажут. Как вести себя в этом случае? Для начала дождаться самого отказа. Они бывают двух видов. Первый — вежливый и «экологичный». Когда работодателю важно оставить хорошее впечатлении о компании, рекрутер говорит примерно следующее: «Мы выбрали другого кандидата, но будем иметь вас в виду на другие позиции». Или может сказать (и иногда это будет правдой), что компания дала шанс внутреннему кандидату (обычно к внешним кандидатам обращаются после того, как «протестировали» внутренние кадры). Большинство западных компаний поступают именно так. Дипломатия превыше всего. Не очень приятное это дело — давать и получать отказ, поэтому такие правила обычно всеми принимаются.
Второй вид отказа — правдивый: «Мы выбрали другого кандидата». Если вам действительно важно понять, почему так произошло, не донимайте консультанта вопросами о том, чем не понравились вы, — расспросите о достоинствах финалиста. Это гораздо более эффективная тактика. Она говорит о том, что вы не зациклены исключительно на своей персоне, а искренне хотите понять, какими преимуществами обладают ваши конкуренты. То, что вы услышите, поможет вам сделать полезные выводы.
А вот что во всех случаях важно помнить работодателю? Что обратной связи ждут все кандидаты. И если с ней не спешить, если ваше молчание затянулось, то самый талантливый специалист, который вам действительно интересен, просто примет другое предложение о работе. Также следует иметь в виду, что обратная связь и культура ее передачи могут о многом рассказать. Это своего рода имидж компании, который транслируется на внешний рынок. Общение с соискателями влияет не только на формирование HR-бренда, но и на то, как вы будете восприниматься в глазах партнеров, клиентов и даже конкурентов.