Изгнание варягов. Зарубежный диплом теряет вес на российском рынке
Возвращаться или не возвращаться на родину — такой вопрос в свое время действительно был актуален для наших соотечественников, получивших западное образование или опыт работы. Это было время, когда высокие цены на нефть били исторические рекорды, а слово «санкции» встречалось скорее в лексиконе специалистов юридических направлений, нежели рядовых граждан. Что же изменилось для наших соотечественников с дипломами престижных зарубежных университетов и строчками о заморском опыте в резюме? Если коротко, то все. На фоне неумолимо сокращающейся доли присутствия иностранных компаний в России с одновременным увеличением государственных корпораций проблема импортозамещения не обошла стороной и рабочую силу.
Вопрос о том, положительная ли эта тенденция или отрицательная, вероятнее всего, здесь неуместен. Конъюнктура рынка труда определяется запросами игроков этого самого рынка. Перед госкорпорациями не стоит задача ежеквартально оправдывать и превосходить ожидания рынка и акционеров, показывать стабильный рост EBITDA (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation, and Amortization) и стоимости акций. Их задачи сводятся к реализации стратегических программ государства, которое, в свою очередь, не скупится на бюджеты для таких программ. В этих условиях ставить во главу госкорпорации команду с западным менталитетом, ориентированным на достижение максимального ROI (return on investment) для своих акционеров, — это все равно что ставить движок от Ferrari на самосвал. Разные цели должны достигаться разным инструментарием.
Значит ли это, что эксперты с западным опытом и образованием у нас в стране сейчас, так сказать, не к столу? Совсем нет — просто надо определиться со своей нишей на рынке, которая позволит максимально реализоваться с пользой для народного хозяйства и собственного финансового благополучия. А ниш предостаточно.
Стартапы
Кому, как не нашим «вестернизированным» соотечественникам с их знанием западного рынка, опытом и связями, выполнять функцию проводников для отечественных команд в западный мир. В силу объективных причин многие российские команды создают свой бизнес либо сразу с прицелом на западный рынок, либо с намерением зайти туда как минимум в среднесрочной перспективе. В последнем случае отечественный рынок рассматривается не более как площадка для пилотирования продуктов или сервисов, чтобы глазам западного инвестора и потребителя предстал уже полноценный функциональный продукт. Западному рынку есть много чего предложить российским стартапам:
— изобилие капитала, одним из драйверов которого является льготный налоговый режим для инвесторов, особенно ангелов;
— высокая доступность exit opportunities в виде продажи компании стратегическим покупателям или выхода на IPO;
— экспертиза и ресурсы иностранных стартап-сообществ, инкубаторов и акселераторов.
Другое дело, что без знания законов и специфики иностранного рынка, а зачастую и элементарно языка отечественные стартаперы рискуют наломать дров и потерять драгоценное время и ресурсы, прежде чем расправят крылья на чужбине. Поэтому профессиональный «проводник», совмещающий в себе знание обоих миров и менталитетов, тут просто на вес золота.
Российские корпорации
Да, найти свою нишу можно даже в отечественных корпорациях, если речь идет о развитии инноваций. Дело в том, что наши компании страдают так называемым комплексом FOMO (fear of missing out). Иначе говоря, нашим менеджерам тоже хочется внедрять новомодный agile, выступать перед аудиторией в черных водолазках в стиле Стива Джобса и пить органический смузи в лучших традициях Google. Обучать с нуля прогрессивным западным практикам отечественных работников, особенно если последние не владеют английским, может оказаться процессом долгим и нудным. В таких условиях цены нет нашим же соотечественникам, которые уже набили руку за рубежом и способны адаптировать иностранный опыт к отечественным реалиям.
Собственный бизнес
Вот это уж действительно золотая жила для наших соотечественников, желающих профессионально реализовываться и зарабатывать на родине. Стратегию к действию здесь можно обозначить фразой «ничто не ново под луной». Рыночная экономика в России, как и понятие рынка, весьма новы для нашей страны по сравнению с западными экономиками. За последние 20 лет достигнут хороший прогресс, но нам еще есть к чему стремиться — чего стоит только область клиентского обслуживания. В этом-то вся прелесть: так как в США рынок насыщен, все ниши заняты, конкуренция высокая, поэтому шансы удивить и предложить что-то новое практически равны нулю.
В России же, как выразился один знакомый американский профессор маркетинга, «достаточно вставить в землю палку, и она зацветет». Нашим соотечественникам, вкусившим инновационные западные приложения, продукты и сервисы, даже и сочинять ничего не нужно. Достаточно скопировать и адаптировать иностранное решение под запросы отечественного потребителя, чем, собственно, и занимаются многие российские технологические компании. Возможно, эра золотой лихорадки в отношении экспертов с иностранным опытом сейчас уже является анахронизмом, как и цена $100 за баррель нефти. Но небольшая доля фантазии, нестандартное мышление и правильное позиционирование позволят эксперту с иностранным опытом и образованием капитализировать свои знания и умения даже в «санкционных» условиях.