К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Болезнь консолидации: чем российская медицина напоминает американскую

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Вопреки растущим объемам медицинского рынка российская медицина продолжает сохранять низкую степень консолидации. Впрочем, ситуация наверняка изменится в ближайшие годы, что негативно повлияет на качество услуг

Несмотря на повышенное внимание к системе здравоохранения со стороны властей и задачу увеличить общие объемы расходов вдвое, финансирование и качество обслуживания в государственном секторе продолжают снижаться, а среди россиян формируется убеждение, что качественные услуги непременно должны быть платными. В то же время консолидация в частной медицине наверняка будет возрастать, и в результате рынок будет поделен между крупными игроками.

Ползучая консолидация

Объем медицинского рынка в России в 2016 году превысил 2,2 трлн рублей, и частный сегмент вырос более чем на 51 млрд рублей (на 8,2%), его объем составил 622 млрд рублей.

Согласно исследованию EY, более половины опрошенных назвали основным фактором развития платной медицины существующие проблемы в государственной. Спрос на частные услуги также продолжает расти из-за продолжающегося снижения доступности медицинской помощи в сегменте ОМС и сокращения страхового покрытия в рамках корпоративных полисов ДМС. В результате для частного сегмента наступают золотые времена, когда он находится вне конкуренции, выручка постоянно растет и появляется возможность диктовать отрасли свои условия.

 

Несмотря на относительно низкую степень консолидации в отечественной частной медицине, в ней все же прослеживаются крупные игроки, чьи доли продолжают расти. Согласно данным BusinesStat, в 2016 году суммарная выручка трех крупнейших частных медицинских холдингов составила 31,6 млрд рублей, что соответствует 4,6% от объема сегмента. В число крупнейших холдингов вошли «Медси», «Мать и дитя», а также «Инвитро». Общая же суммарная доля 15 ведущих холдингов составила 62,2 млрд рублей, или лишь 9,1%. Все остальное поделено между тысячами мелких частных клиник и кабинетов, многие из которых не всегда контролируются властями или же работают «всерую».

Впрочем, нельзя отделять отечественный рынок медицины от общих процессов, происходящих в экономике. С одной стороны, у нас сохраняется значительная степень децентрализации, что служит ее отличительной особенностью и одновременно конкурентным преимуществом. С другой — очевиден тот факт, что крупные игроки растут весьма быстрыми темпами. К примеру, выручка «Медси» увеличилась в 2017 году на 24%, и даже несмотря на падение рождаемости выручка «Мать и дитя» выросла на 13%. Более того, существенно возрастает влияние страховых компаний, которые впоследствии могут навязывать отрасли и пациентам собственные условия и определять ее структуру. К примеру, сегодня региональным игрокам в сегменте ОМС все сложнее конкурировать с лидерами рынка, в том числе в связи с тем, что минимальный уставной капитал СМО увеличен с 60 млн до 120 млн рублей.

 

Многие участники рынка констатируют снижение объема потребления на одного пациента и приобретение только самых необходимых медицинских услуг. Существуют серьезные опасения, что многие мелкие клиники и кабинеты могут уйти в небытие в среднесрочной перспективе, поскольку не смогут справиться с издержками или же работать в условиях регулярного административного давления. В результате рынок, скорее всего, будет становиться все более монополизированным и все больше будет повторять общее стремление к гигантизму. В условиях, когда отечественная частная медицина продолжает демонстрировать рост даже в кризис, подобное может быть весьма критичным, поскольку негативно повлияет на качество предоставляемых услуг и ограничит к ним доступ.

Новая Россия — как старая Америка

Нынешняя ситуация в России до боли напоминает хорошо знакомые мне процессы, которые происходили в США несколькими десятилетиями ранее. Несмотря на то что технологическое отставание нашей медицины от американской оценивается в 10 или 15 лет, в структурном плане разрыв, пожалуй, сокращается более быстрыми темпами. На рынок за океаном влияют страховые компании, которые диктуют цены, задают тренды и определяют уровень доступа, что сильно влияет на качество предоставляемых услуг. Несмотря на нередкие заявления, что СМО делают медицину более доступной, на деле это не так.

Американская система здравоохранения является одной из самых дорогих и одновременно наименее эффективной среди всех стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Несмотря на то что американцы тратят больше всех на страховку и покупку лекарств, а также убеждены в своем хорошем здоровье, они умирают раньше других людей из стран ОЭСР, страдают от высокого уровня ожирения и имеют один из самых высоких показателей смертности в молодом возрасте. Сегодня для меня очевидно, что российская медицина движется в схожем направлении и наверняка будет во многом сродни нынешней системе в США, где тренд задают корпорации и страховые компании.

 

Опыт США показывает, что чем больше влияния оказывают страховые компании на рынок, тем ниже качество и доступность медицинских услуг. В данном случае крайне уместны аналогии с СССР, когда государство выступало единым гарантом повсеместного доступа к медицинским услугам, и несмотря на то, что доступ был у всего населения, качество оставляло желать лучшего. В результате, несмотря на показатели роста медицины и увеличения объемов, это не означает, что качество и доступ также возрастут. Это уже очевидно сейчас, и, исходя из моей практики в области стоматологии, большая часть обращений из-за неправильного лечения поступает как раз от тех, кто раньше лечился в крупных клиниках и по страховке.

Впрочем, остановить подобную ползучую консолидацию вряд ли удастся, а потенциальным выходом может быть применение американской же тактики по поддержанию конкурентоспособности отрасли за счет регулярного внедрения достижений технического прогресса.

Инновации как лекарство от гигантизма

Существенные преимущества в развитии медицины за счет постоянного внедрения инноваций могут прослеживаться на примере развития стоматологии. Сейчас происходит полномасштабная революция из-за того, какой социально-экономический эффект несет в себе стоматологическое лечение, и само направление выходит за рамки полости рта. Речь больше не идет о том, чтобы исключительно заниматься здоровьем зубов, а скорее, бороться с причинами болезней сердца и почек, а также эндокринной системы.

В США сегодня гражданин в среднем платит $544 за медицинскую страховку в год, но и эти расходы американцы стараются снизить за счет увеличения количества чекапов (почти в каждой американской аптеке стоят аппараты, где за маленькие деньги или бесплатно можно померить собственное давление, пульс или проверить насыщение кислородом). Подобное создает неплохую возможность для инновационных компаний. Отчасти поэтому компания Vivos решила инвестировать в то, чтобы в дополнение к подобным чекапам проводились скрининги на наличие ночного апноэ, которое не диагностируется почти в 90% случаев. Мало кто знает, но именно проблемы с прикусом способны вызвать остановку дыхания во сне, и, как результат, не редки случаи, когда люди умирают без видимых на то причин. Пока одни думают, что их головные боли по утрам вызваны неврологией, это на самом деле может быть результатом недоразвития челюстей и апноэ.

Подобное диагностирование и последующая методика лечения являются революционными и способны разрушить монополию многих СМО, как и сам подход к лечению и диагностированию. В результате можно будет даже повернуть вспять процесс консолидации, когда крупные корпорации не могут конкурировать с мобильными и инновационными. Лучше всего здесь может помочь аналогия тропического леса, когда молодые деревья растут более стремительными темпами, чем старые и высокие, и заставляют последние с треском падать вниз, открывая тем самым доступ к солнцу. Еще одним примером может стать успех компании Invisalign, которая начала выпускать прозрачные элайнеры (съемный ортодонтический аппарат, представляющий собой специальные капы на зубы из поликарбоната. — Forbes). Последние буквально изменили рынок, а сама компания заняла в нем существенную нишу, потеснив имеющихся гигантов.

 

Надежду на то, что инновации способны прервать или притормозить консолидацию в отечественной отрасли, также вселяют и изменения в отношениях к медицинским услугам со стороны населения. В условиях развития информационных технологий именно качество и оперативность медицинской помощи выходят на первый план. Современные пациенты все чаще стремятся получить более персональный подход и гибкость в общении, и именно это предопределяет отношение пациента к врачу, отдельной клинике и в целом к отрасли.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+