К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бежать со всех ног. Какие сотрудники нужны компаниям будущего

Фото Paul Bradbury / Hoxton / Getty Images
Фото Paul Bradbury / Hoxton / Getty Images
Чтобы остаться востребованным на рынке труда, нужно превратиться в вечного студента и совершенствоваться в смежных дисциплинах

Чтобы оставаться на месте, надо бежать вперед, и это не из книги про Алису в Зазеркалье, а про нашу жизнь. Образование и специальность — это не один раз и на всю жизнь, как было раньше. Если вы потеряли работу, не цепляйтесь за свою отрасль — она, возможно, отмирает, а вы теряете конкурентоспособность на рынке труда. Со знаниями из прошлого на рынке будущего не выжить. Но часто кандидаты не готовы принять новую реальность и что-то изменить в своей жизни.

Кардинальные изменения происходят на многих рынках. Так, массовые отзывы лицензий у банков, начавшиеся после 2014 году, с одной стороны, и цифровизация, с другой, привели к тому, что в финансовой отрасли резко упал спрос на менеджеров по работе с клиентами, операционистов, трейдеров, брокеров и прочих специалистов. Все, что можно автоматизировать, компании автоматизируют, и самыми востребованными на рынке труда сейчас оказываются разработчики, специалисты по анализу больших данных и машинному обучению. В Сбербанке и других финансовых организациях для представителей этих профессий за последние годы было создано несколько тысяч рабочих мест.

Новые технологии создают и новый коммуникационный этикет, который трансформирует функционал одной из самых востребованных на рынке профессий — менеджера по продажам. Анализируя большие данные, можно предсказать поведение клиента: что он купит и когда, сколько примерно потратит денег, закажет товар через интернет или отправится в магазин. В связи с этим такой инструмент продвижения новых товаров и услуг, как холодные звонки, становится все более неактуальным. Сегодня его используют разве что в самых консервативных отраслях и узких нишах.

 

Что же делать тем, чей опыт и знания становятся неактуальными, и почему в последнее время так часто говорят о необходимости пожизненного обучения?

Учитесь каждые пять лет

В самых прогрессивных отраслях через 1,5–2 года половина знаний перестает давать конкурентное преимущество. Чтобы создать это преимущество, нужно генерировать новые знания. Мы обречены на пожизненное образование. Какой бы замечательный вуз ни окончил человек, если не обновлять знания, в лучшем случае их хватит на пять лет. Каждый кандидат, особенно из числа миллениалов и представителей поколения Z, должен готовиться к тому, что ему придется учиться постоянно в течение всей жизни. В европейских странах, например, уже давно существуют модели непрерывного образования, в которых есть три основных периода обучения: 16-25 лет, 30-55 лет и после 55 лет. В Швеции буквально заставляют обучаться взрослых и пожилых людей. Одна из обязанностей социальных работников там — «мотивационные посещения» людей, которые не готовы или не хотят продолжать свое образование. Аналогичное отношение к образованию и в Финляндии, где система обучения проходит через всю жизнь, причем образование для взрослых подразделяется на несколько видов: формальное, неформальное и свободное бесплатное (liberal education). Бесплатные курсы финнам предлагаются в самом широком диапазоне, от изучения иностранных языков, информационных технологий, искусства и ремесел до занятий спортом.

 

В России людей нового поколения — так называемых T-shape-специалистов, которые обладают глубокими знаниями в своей основной области (это символизирует вертикальная черта в букве Т) и дополнительными знаниями в смежных областях (горизонтальная черта), — немного. Но в ближайшем будущем ситуация изменится. По резюме некоторых кандидатов уже сейчас можно сказать, что это потенциальные T-shape persons. Они не копят курсы, тренинги и вебинары, потому что так модно, а осваивают новые специальности каждые 3-5 лет или «наращивают» новые компетенции на основе тех, которые им уже не пригодятся. Кстати, во многих российских компаниях зарплаты на одной и той же должности могут отличаться в разы, это мы видим по запросам работодателей. И T-shape-специалисты оказываются более высокооплачиваемыми, чем те, кто считает, что их навыки и таланты могут быть востребованы лишь в одной области.

Работайте над сложными проектами

Сегодня новые продукты и услуги сами по себе и есть сервис. Поэтому больше не нужны посредники (в виде тех или иных специалистов) между конечным потребителем и производителем продукта. По-настоящему хорошо могут зарабатывать только те, кто приносит реальную пользу клиенту и предлагает ценные для рынка услуги. Например, в рекрутменте еще 10-15 лет назад многие агентства закрывали вакансии, работая с активными кандидатами. Попросту говоря, они пользовались тем, что работодатели ленились заходить на сайт HeadHunter.ru и отслеживать кандидатов самостоятельно. Сейчас этого недостаточно, так как до активных кандидатов клиенты могут добраться и сами. Рекрутеры, конкурируя между собой, должны предлагать уникальные услуги — заниматься поиском пассивных кандидатов. Разумеется, таких сотрудников найти и переманить сложнее, чем тех, кто заявляет о себе открыто. Но это навык, без которого специалисту по подбору персонала уже не выжить.

Будьте уникальны

В российском обществе до сих пор существует стереотип, что без фундаментального, академического образования трудно найти работу. Однако когда кандидаты в качестве главного преимущества называют наличие у них нескольких дипломов, желание проводить с ними собеседование пропадает. Учиться приятно, этим даже можно гордиться, но коллекционирование «корочек» зачастую означает уход от реальной профессиональной жизни, нежелание отвечать на ее вызовы. Любые карьерные изменения должны носить характер не революции, а эволюции. По резюме некоторых соискателей видно, что когда им не удается достичь успеха в одной отрасли, они получают новое образование и пробуют себя в сфере, далекой от прежней. Сегодня не нужно стремиться любыми путями попасть в вуз и освоить одну из престижных профессий. Университет можно вообще не заканчивать, так как весь мир идет по пути получения уникальных навыков. Нейробиология, альтернативная энергетика, цифровое искусство — конечно, в российских вузах такие знания не получить, только в зарубежных университетах. Но учиться новому можно и в компаниях — у специалистов своего дела, достигших в нем больших высот. Или пройдя специальные курсы и тренинги.

 

Меняйте сферы деятельности

Работодатели не говорят: «На эту позицию нам нужен человек с гуманитарным типом мышления, а на эту — с техническим». Они ищут специалистов, которые могут сочетать в себе и то, и другое. В нашей практике была кандидатка, которая в 2010 году окончила один из ведущих московских вузов по специальности «преподаватель психологии». Она работала в HR-отделе крупной курьерской компании, где отвечала за подбор, обучение, адаптацию и увольнение персонала. Потом пробовала свои силы в коучинге. А в 2015 году приняла решение начать работать в IT и в 2015-м поступила в МГТУ им. Баумана на кафедру «Программная инженерия». Сейчас девушка работает в области web, занимается проектированием и созданием web-приложений, консультирует по вопросам создания web-сайтов и цифрового контента. Ее будущая дипломная работа — создание цифрового психологического портрета клиента с помощью открытой и доступной информации в сети. Примеров, когда бы человек пытался работать на стыке технологий, не так много, но спрос на таких кандидатов в ближайшем будущем будет огромным.

Случается, когда хороший, но малооплачиваемый специалист меняет сферу деятельности, чтобы успеть обучиться и состояться в новой профессии. Я знала руководительницу отдела одного крупного музея, которая однажды радикально изменила карьеру и выучилась на аниматора. Ее решение не было спонтанным — девушка была артистична и всегда хотела работать в творческой сфере, словом, она просто занялась любимым делом. Возможно, это крайность, но когда рынок труда меняется так стремительно, нужно быть готовым ко всему.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+