Робот за рулем. Кто будет водить такси в ближайшем будущем
Автомобильную отрасль ждет полноценная цифровая трансформация. Уже сегодня активно внедряются электромобили, беспилотники, а также развивается каршеринг. Открытым остается вопрос о роли участия человека в этом процессе и его месте в мире будущего. Освоение новых технологий в России тормозится не только из-за экономических причин. Диджитализация или комплексная, сквозная автоматизация требует принципиально нового взгляда на привычные вещи. Компаниям нужно набраться смелости, отказаться от каких-то устарелых процессов или, наоборот, создать новые. И зачастую для этого приходится менять кадровый состав, прежде всего управленческий.
Но сегодня специалистов по цифровой трансформации на рынке мало. Учебные программы в большинстве вузов, готовящих специалистов для автопрома, можно назвать в лучшем случае консервативными. Государство и крупный бизнес уже задумались о поддержке этого направления. Создано около 60 инжиниринговых центров при ВУЗах, которые уже получают заказы на разработки и подготовку специалистов от бизнеса. Тем не менее, результаты этих программ мы увидим только со временем.
Кто нужен в будущем
Главной задачей людей, приходящих на позиции управленцев директоров по цифровизации, станет стратегическое планирование цифровых изменений и главное — их внедрение во всех областях деятельности компаний. С одной стороны, они должны иметь знания в сфере IT, а с другой — возможность анализировать мировые тренды и быстро реагировать на изменения. Но главным их отличием от нынешних CIO должны стать прекрасные коммуникативные навыки, которые помогут им выстроить работу новой команды и преодолеть нежелание сотрудников получать цифровые компетенции.
Так же трансформируется и должность директора по производству. Помимо стандартных знаний производственных процессов ему потребуется понимание новых мировых и локальных трендов, хорошая обучаемость. Он должен легко адаптироваться, подстраиваться под нововведения, быть двигателем и лидером новых процессов и изменений. Важно понимать, что все больше ручной труд будет заменяться машинами, и руководителю на производстве придется оптимизировать кадры — а для этого понадобятся сильные навыки коммуникации и умение выявлять наиболее способных и готовых к трансформации сотрудников, которых при этом нужно будет развивать и удерживать.
Также изменится до неузнаваемости и самая популярная в России профессия — профессия водителя. Сегодня она предельно упростилась. Техосмотром занимаются электронные датчики, а вопрос знания города решается навигатором. Работа водителя свелась к очень простым алгоритмическим действиям, а все что может быть алгоритмизировано, будет в скором будущем автоматизировано.
Поэтому, вероятно, следующий шаг — обратное усложнение профессии. Суть работы водителей останется прежней — помогать машинам ездить. Но через 15-20 лет они будут делать это удаленно, из центров управления логистикой и перевозками, принимая на себя управление только в редких случаях. Для эффективного управления потоками и перевозками неизбежно понадобятся большие данные и непрерывное совершенствование алгоритмов, а значит, даже водители должны будут научиться взаимодействовать с искусственным интеллектом, big data, новыми интерфейсами.
В ближайшие годы исчезнут простые профессии, связанные с ручным трудом. Например, пуско-наладчики и другие. Но возрастет спрос на диспетчеров, которые смогут работать с системами, заменившими эти профессии.
Среди востребованных профессий будущего в автопроме окажутся инженер по ремонту автотранспорта с использованием супер-современных IT-технологий и материалов, инженер по безопасности инфраструктуры, ответственный за наблюдение за внешними угрозами транспортной системы, аналитик дорожных данных, способный работать с big data и занимающийся отладкой сложных дорожных систем, разработчик программного обеспечения для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, а также дизайнер транспортных узлов нового поколения, разрабатывающий схемы пересечения различных транспортных систем. Особым спросом будут пользоваться продукт-менеджеры и data-инженеры, которые будут уметь работать с телематическими системами и будут работать со страховыми компаниями, техцентрами и другими компаниями.
Новая эпоха потребует от людей довольно сложное сочетание во многом противоречивых качеств. Обучить кадры такого уровня будет непросто. Но между разработкой проекта и выпуском нового автомобиля с конвейера сейчас, как правило, проходит около восьми лет. Поэтому, начав немедленно, у нас есть шанс подготовить достойный кадровый резерв для отрасли.
Доедем ли до светлого будущего
Возможно, мы уже не успеем войти в число лидеров по разработке и производству электрокаров. Тем более, что температурный режим в России сужает возможности их использования. Но, если включиться в процесс сейчас, мы еще можем оказаться в авангарде производства, например, летающих автомобилей. К этому сценарию как раз и дороги, и климат в России очень располагают. Но главное — это кадры.
Россия — страна математиков и программистов, и как бы сомнительно не выглядели перспективы построения цифровой экономики в стране с точки зрения состояния промышленности, человеческий капитал, накопленные умения и образовательные традиции дают нам шанс и надежду занять достойное место в системе международного разделения труда в новую технологическую эпоху.