К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу

Фото Eric Gaillard / Reuters
Фото Eric Gaillard / Reuters
Управлять нейронами напрямую человек не способен, но можно создать идеальные условия для их работы

Иногда сложная проблема в буквальном смысле ставит в тупик: бьешься над решением, но ничего не выходит. В конце концов отвлекаешься, идешь за кофе и вдруг — вот оно! Ответ приходит сам собой, внезапным озарением. Это называется инсайт. Можно ли его использовать осознанно, как инструмент для решения сложных проблем?

Инсайт и сложные ситуации

На самом деле инсайт —  это не что-то из ряда вон выходящее. Фактически  перед нами идеальный инструмент для решения сложных и нетривиальных проблем. Дело в том, что нелинейные задачи, где нет однозначного решения, которое можно вспомнить или вычислить, традиционными методами не решаются. Если же все-таки пытаться аналитически решить нелинейную проблему, ответ получится совершенно к ней не подходящим.

При этом сложные и нетривиальные задачи возникают постоянно. Модель Кеневин, созданная Дейвом Сноуденом из IBM и описывающая состояние среды обитания, наглядно показывает — любой свободный рынок и любая среда, связанная с выбором человека, — это сложная среда, которая быстро изменяется и находится под влиянием множества факторов. Для современного человека это значит, что в подавляющем большинстве случаев мы сталкиваемся именно со сложными ситуациями.

 

Например, это творческие задачи, освоение новой для себя ниши или деятельности, сложный или неоднозначный выбор, результат которого не очевиден. В таких случаях биться о проблему «лбом» бесполезно, нужен инсайт. Неудивительно, что почти треть всех людей практически все задачи решают через озарения — при этом они сами могут считать себя несобранными и ленивыми, потому что не могут «просто сесть за стол, поработать и придумать решение». На самом деле у них просто по-другому функционирует мышление: неравномерно, но в период активности происходят настоящие прорывы.

Можно ли контролировать инсайты?

К сожалению, нет. Нельзя просто взять и сказать мозгу: «Эй, дружище, мне срочно нужно озарение!» С точки зрения биологии инсайт — это формирование новой связи в мозге: несколько нейронов вступают в контакт, выстраивают новую структуру цепи, которая и дает решение.

 

Управлять нейронами напрямую человек не способен, зато мы можем увеличить вероятность инсайта, создав для этого подходящие условия. Эта область науки о мозге достаточно хорошо изучена, что дает человеку четкую схему действий.

Чтобы увеличить шанс возникновения инсайта, вам достаточно добиться выполнения трех условий:

  1. Отдыхающая префронтальная кора. Это та часть мозга, которая и делает человека человеком. Она отвечает за логику, речь и другие высшие функции. Чтобы она отдыхала, вы должны расслабиться и в буквальном смысле «думать ни о чем», не решать никакие проблемы — просто отдыхать.
  2. Собранные паттерны. Чтобы получить инсайт, нужно «прогреть» нейронные сети: представить себе косвенно связанные с задачей картинки, которые запустят фоновые мыслительные процессы. Например, если речь идет о разработке дизайна для сайта, можно подумать об архитектуре, живописи, инженерии — о любой сфере, в которой есть интересные визуальные решения.
  3. Тишина. Вас никто не должен отвлекать. Youtube, телевизор, разговоры, шум машин — все это мешает. Запираться в «тихой комнате без окон», конечно, не нужно: можно пойти в парк, выйти в курилку — куда угодно, где никто не помешает вам думать.

В итоге все выглядит довольно просто: расслабляемся, визуализируем, еще раз расслабляемся — и вот он, инсайт. Точнее, резко возросшая его вероятность. Особенно важно качественно расслабиться. В мозге существует несколько типов волн: альфа (появляются в состоянии, когда человек засыпает или почти засыпает), бета (это нормальная активность) и гамма — формирование новых нейронных связей. Инсайт происходит как раз тогда, когда работают гамма-волны, но они появляются только после альфа-волн. Отсюда и необходимость расслабиться.

 

Кроме того, для инсайта важно сохранять позитивное настроение и не быть в стрессе. Если вы будете слишком усталым, расстроенным или выгоревшим, миндалина — отдел мозга, который отвечает за сильные эмоции, — будет слишком активна, она не даст появиться альфа-волнам. Именно поэтому усталая команда не способна решать сложные задачи.

Так что делать, если перед вами стоит сложная задача?

В первую очередь, важно понять, что с первого раза решить ее не получится. Начать нужно с «загрузки» проблемы в голову — проговорите ее вслух, опишите задачу на бумаге, но не акцентируйте срочность или важность. Воспринимайте проблему как головоломку, которую нужно решить: не напрягайтесь и не создавайте стресс — это только помешает. Описав задачу, сформулировав ее, набирайте паттерны: аналогии из других областей жизни — все, что так или иначе похоже на нашу проблему.

А дальше — просто ждете. Обрисовав проблему и собрав паттерны, не устраивайте немедленный брейн-сторм, дайте себе расслабиться и подумать. Формулировать проблему лучше перед каким-то периодом отдыха, например, перед обедом или перед прогулкой. По собранной скрам-тренерами статистике, большинство инсайтов происходят именно по дороге куда-то — особенно, если человек идет пешком.

Через какое-то время, обычно через пару дней, вернитесь к проблеме второй раз. И вот это уже будет классический мозговой штурм: записывайте все, даже самые безумные идеи, которые приходят в голову, и обдумывайте их. Важно работать творчески, не отметая никакие варианты и возможности. Через час-два сделайте перерыв на полчаса, чтобы мозг отдохнул. Такая стратегия максимально увеличивает вероятность появления инсайта — да, его все еще нельзя гарантировать, но шансы будут очень высокие.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+