К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новый разворот. Принцип стартаперов, который поможет построить карьеру

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Идея «планомерного построения карьеры» в наше время устаревает с той же стремительностью, что и пользование CD-дисками. Чтобы оставаться востребованным, нужно использовать стартаперский метод — тестировать гипотезы и резко менять стратегию

Как гласит одна из легендарных житейских мудростей произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» Данную фразу можно трактовать как инструкцию к действию для работников, желающих остаться релевантными в эпоху стремительных инноваций. Вместе с тем стремительное развитие технологий приводит к неопределенности и невозможности долгосрочного планирования профессиональной карьеры. На таком фоне корпоративным работникам стоит приглядеться к стратегиям и тактикам, которыми руководствуются стартапы в условиях неопределенности и нехватки информации. На заметку можно взять такие приемы, как формирование и тестирование гипотез, а также явление pivot (с английского — «разворот») или, говоря нашим языком, кардинальной смены стратегии развития.

Стартапы уже давно перестали быть феноменом и переросли в неотъемлемый элемент современной бизнес-системы. В наш обиход плотно вошел лексикон стартаперов, их манера одеваться, а главное, стремление пробовать себя в свободном плавании в океане бизнеса. В то же время новый тренд покорил не всех. Многие предпочитают наблюдать за действием со стороны и выбирают плотную почву под ногами, нежели неопределенность и рискованность стартаперского быта. Вместе с тем нам всем, независимо от уровня толерантности к риску, есть чему поучиться у этих увлеченных ребят.

Стратегия голубого океана

Особенностью многих стартапов является их стремление оперировать в «голубых океанах» — создавать продукты и услуги, спрос на которые еще не сформирован. Примерами таких продуктов являются те, которые вывели свои соответствующие индустрии на качественно новый уровень. Например, Netflix перевернул наш подход к просмотру кино и сериалов, а Uber изменил наше представление о пассажирских перевозках. Одной из основных сложностей для таких стартапов является невозможность предсказать будущий результат на основе прошлых показателей. Таких показателей просто нет. Поэтому команде приходится действовать в прямом смысле на ощупь. Стратегией развития и продвижения продукта в таких условиях является непрерывное формирование и проверка гипотез — планомерное движение от одной гипотезы к другой. Причем данный процесс не имеет конечной точки: даже если сформирован конечный продукт, продолжается непрерывная работа по его усовершенствованию.

 

Очень часто процесс проверки гипотез приводит к кардинальной смене траектории развития продукта, его функционала и целевой аудитории, или pivot. Примером такой кардинальной смены «мировоззрения» может быть всемирно известная социальная сеть Twitter. Наверное, мало кто вспомнит сейчас, что на заре своего существования Twitter (или на тот момент Odeo) задумывался как платформа для обмена подкастами. Но усиливающаяся конкуренция со стороны iTunes потребовала от команды оперативно пересмотреть свое ценностное предложение. Удачная смена курса превратила молодую компанию в одну из самых дорогих медиакомпаний в мире.

Так как же вся история с проверками гипотез и pivot может быть полезна людям, далеким от стартапов и предпочитающим планомерно строить карьеру в корпорациях? Дело в том, что сама идея «планомерного построения карьеры» в наше время устаревает с той же стремительностью, что и пользование CD-дисками. Реалии нашего времени таковы, что возможность планировать карьеру не то чтобы на пять лет вперед, а хотя бы на год уже проблематично. Скорость развития технологий настолько высока, что знания и умения, наработанные годами и актуальные на сегодняшний день, могут быть легко вытеснены каким-нибудь новомодным искусственным интеллектом завтра. Четко обозначенные карьерные лестницы сменяются тернистой пересеченной местностью, где надо лавировать, подчас двигаться наугад и, не теряя темпа, перемещаться вперед к неопределенному результату. В таких условиях наемным работникам карьеру следует рассматривать как стартап: пробовать, тестировать гипотезы и при необходимости прибегать к pivot. Pivot в данном случае могут иметь разный формат, от смены ролей до переключения на новые индустрии.

 

На стыке отраслей

Конечно, кардинальная смена траектории карьерного развития хранит в себе риски, но, как говорится, игра стоит свеч. Большинство современных прорывных технологий появляется не столько в конкретных индустриях, сколько на стыке отраслей. Одним из ярких примеров такой кросс-полинации является финтех — индустрия на стыке финансов и технологий. Сам термин «финтех» достаточно нов, его появление относят к 80-м годам XX века. Вместе с тем новая индустрия настолько быстро набрала обороты, что в настоящее время лоб в лоб конкурирует с классической финансовой системой.

Потребность в отраслевой «кросс-полинации» для создания инновационных продуктов и услуг вызывает и потребность в кросс-отраслевых командах. Популяризации таких команд способствовал и новый подход к проектному менеджменту — agile, разделение проекта на короткие фазы с частой оценкой результатов и при необходимости корректировкой плана. Прошли те времена, когда продукт поступательно двигался по «конвейеру» от инженеров к ИТ-специалистам, а потом к маркетологам. В настоящее время все эти специалисты работают одновременно и в одной команде, обмениваясь экспертизой и обучаясь друг у друга. В таких условиях для того, чтобы быть эффективным членом команды, нужно уметь разговаривать на одном языке со своими коллегами из «неблизких» вашей экспертизе сфер деятельности.

Инструкция к действию

В наше время, чтобы эффективно парировать карьерные вызовы, обращать их себе на пользу и иметь простор для маневра или pivot, можно руководствоваться следующими стратегиями:

 

1. Развивайте любопытство. Именно любопытство становится одним из наиболее ценных ресурсов в современном мире. Читайте, интересуйтесь, следите за новинками не только в своей профессиональной сфере, но и смежных направлениях. Никогда не знаешь, с какой стороны замаячит интересная возможность.

Так, Роберт Ланджэр, один из величайших инноваторов в сфере биотехнологий, по профессии был инженером. Ланджэр умело применил свои знания инженерного дела в медицине, создав биоинженерную лабораторию при Массачусетском технологическом институте (MIT) и заложив основы технологии культивирования тканей организма.

2. Тренируйте креативное мышление. Именно такое мышление является нашим преимуществом в конкуренции с роботами. Автоматизировать рутинные операции можно. Но роботы все еще не могут заменить способность человека критически мыслить, оценивать перспективу и видеть «большую картину» или big picture. Слишком много профессиональных решений принимается не на основе рационального расчета и анализа данных, чему можно обучить алгоритм, а на основе иррациональных фактором, таких как интуиция.

Возвращаясь к стратегии голубого океана, искусственный интеллект не способен генерировать прорывные технологии. Алгоритмы обучаются на основе информации о прошлом и поэтому не могут распознать возможности там, где еще не имел место бизнес-прецедент. Поэтому умение создавать что-то из ничего, например, новые индустрии и бизнес-модели вроде Airbnb или Facebook, до сих пор остается прерогативой человека.

3. Выступайте «профессиональными» волонтерами: проактивно предлагайте свою помощь и подключайтесь к проектам, которые далеки от вашей профессиональной компетенции. Такое «волонтерство» поможет безболезненно для карьеры и репутации поэкспериментировать, «набить профессиональные шишки» в незнакомой сфере и развить новые навыки. Даже если не будет получаться, такие неудачи не будут наказуемы, ведь в конце концов вы добровольные лишние руки.

 

Развивая мудрые слова Льюиса Кэрролла применительно к нашей эпохе, можно было бы добавить, что для непрерывного профессионального развития «бежать» надо быстро, но совершенно необязательно по прямой. Так, неожиданный поворот в сторону может гораздо быстрее привести вас к цели профессиональной реализации, чем целенаправленное движение по прямой от точки А до точки Б. Главная задача — это развивать навыки и знания, которые позволят оставаться в игре.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+