В середине XIX века во время эпидемии холеры в Лондоне доктор Джон Сноу решил нанести на карту городские районы с наибольшим числом заболевших. Потом он сопоставил эти данные с расположением источников воды в городе и установил, что переносчиком холерных вибрионов была именно вода. Так визуализация информации помогла победить опасное заболевание.
Сегодня роль визуализации в ведении бизнеса важна ничуть не меньше, чем в борьбе с эпидемиями или при проведении военной операции. Менеджеры новой генерации из поколения Y все чаще предпочитают видеть картинку, а не слушать длинные доклады. Лонгриды в СМИ умирают, умами правят Instagram, YouTube и другие ресурсы с визуальными образами. Смайлики, рожицы и прочие эмодзи начинают успешно дополнять, а порой и заменять текстовые сообщения.
Такая растущая популярность картинок вполне оправдана: психологи подтверждают, что 90% информации современный человек воспринимает через зрение. И визуальная информация, согласно исследованиям, обрабатывается мозгом в 60 000 раз быстрее, чем данные в виде текста или звука. Поэтому, например, дорожные знаки в подавляющем большинстве представляют собой не текст, а картинки, смысл которых можно быстро понять, двигаясь на большой скорости.
Так что если вы собираетесь на деловые переговоры или выставку, пытаясь прихватить с собой пухлую папку с десятками страниц пусть важного, но нудного текста, задумайтесь: а не лучше ли сделать из этого броскую наглядную презентацию? С большой долей вероятности такое решение будет эффективнее.
Диаграммы, гистограммы и драконы
Для всего или почти всего в этом мире имеются свои законы и правила. Есть они и в деле визуализации информации. Прежде всего преобразование данных, скажем, о положении компании должно быть подчинено жесткой логике. Тут действует очевидное, но часто нарушаемое правило: двигаться от общего к частному, показать сначала ситуацию в компании в целом, а потом переходить к деталям.
При этом логика расположения визуальных образов должны быть понятна: в левой части обычно размещается информация о том, что было, в правой — итог. Если вы делаете регулярные презентации для руководства, то каждый раз все должно быть на привычных местах. Например, сначала смотрим в левом верхнем углу результаты продаж, в правом верхнем — приход денег. В левом нижнем — детализацию по филиалам, в правом нижнем — итог прибыльности.
Неплохо сопровождать данные понятными визуальными образами: например, если речь идет о нанесенных на карту филиалах, то данные можно проиллюстрировать, скажем, семафором, зеленый цвет которого означает, что все хорошо, желтый — что не очень, красный — что нужно срочно в этом регионе ситуацию исправлять.
Еще одно очевидное, но часто игнорируемое правило визуализации — это правильный подбор цветов. Даже школьники знают, что серый, красный, синий хорошо сочетаются. А оранжевый на черном или оранжевый на белом будут плохо смотреться, мешая точной передаче информации. Но менеджеры крупных компаний и организаций, увы, зачастую пренебрегают этими законами. Помню, как на одной из презентаций в восточной компании партнер хотел произвести впечатление, оформив слайды в ядовито-желтых, оранжевых и других подобных тонах. Доклад был принят не очень хорошо, так как броский цвет мешал добраться до смысла.
Еще одна распространенная ошибка — это размер символов в презентациях. Часто приходится сталкиваться с тем, что создатели презентации или разработчики дэшбордов не учитывают, как символы (подписи, цифры и небольшие пиктограммы) будут выглядеть на экране пользователей, которым адресованы, то есть не учитывают реальные условия просмотра. На рабочем месте разработчика все как будто выглядит хорошо, а, скажем, при групповом просмотре на демонстрационном дисплее большинство участников не могут полноценно воспринимать информацию.
Оптимальный вариант давно научно рассчитан. Эргономические принципы связаны с особенностями поля зрения человека, его разрешающей способностью и предполагаемыми физическими размерами демонстрационного дисплея. Если информация предназначена для индивидуального просмотра, ситуация проще: все будет примерно так, как видит разработчик, и если он учитывает, что не у всех пользователей стопроцентное зрение, то проблем не будет. Сложнее ситуация, когда речь идет об экране коллективного пользования, предназначенном для группы из нескольких человек или небольшого зрительного зала.
Зная о том, в каких условиях будет проходить работа с визуализированной информацией, какой там будет экран, сколько будет зрителей, можно рассчитать и необходимые размеры символов, и количество данных на каждом слайде презентации или шаблоне дэшборда. Распространенные прежде рекомендации использовать шрифт того или иного кегля так или иначе были связаны с типовым разрешением дисплеев, но новые технологии позволяют делать дисплеи (включая большие, коллективные) практически любого разрешения, и теперь прежние рецепты больше не работают.
Требуемый размер символов на экране рассчитывается на основе известных в эргономике зависимостей. Например, для зрителя, находящегося в четырех метрах от экрана, высота букв удобочитаемого текста должна быть в пределах 20–30 мм. Чтобы обеспечить такие параметры текста в конкретном проекте, разработчик дэшборда или презентации должен оценить относительную высоту символов на экране и подобрать соответствующие размер и гарнитуру шрифта.
Техническое решение
Что касается инструментов визуализации, то сегодня их выбор, в том числе и среди распространенных компьютерных программ, весьма обширен: текстовые данные легко и просто можно преобразовать в диаграммы, гистограммы, картограммы. Здесь тоже не стоит забывать о простых правилах: если сравнивать нужно 2–4 показателя, то лучше использовать круговую диаграмму. Если показателей больше, то есть смысл задействовать гистограмму. График работ традиционно лучше всего иллюстрируется так называемой диаграммой Гантта, или ленточной диаграммой. Есть и более сложные типы визуализации. Например, «дракон», когда ясно видны причинные связи между разными объектами.
Интересно, что с помощью различной подачи визуальной информации ею нередко пытаются манипулировать. Диаграмму или график можно повернуть так, что какой-нибудь важный показатель будет казаться больше, как это сделал однажды Стив Джобс во время одного из своих выступлений. Верхняя часть диаграммы была наклонена в сторону от зрителя, в результате чего ее нижняя, более важная для Джобса часть стала казаться больше. Конечно, пользоваться такими методами не следует, потому что это нечестно, но стоит иметь в виду, что и с вами могут попытаться провернуть такой трюк.
Что же касается технической стороны визуализации информации, то сегодня в этом нет ничего сложного. Понятно, что изначально презентацию следует рисовать на компьютере, и программ для этого предостаточно, начиная с такого распространенного приложения, как PowerPoint, и заканчивая множеством других, более изощренных и специализированных.
Для демонстрации подготовленных визуальных материалов используются экраны коллективного пользования. Еще недавно передовым способом считалось трехмерное изображение. Этой технологии прочили большое будущее: мысль о том, что во время переговоров прямо перед вами будут витать в воздухе трехмерные диаграммы и графики, одно время будоражила умы. Но на практике оказалось, что это неудобно, особенно с учетом того, что для просмотра такого трехмерного изображения нужно надевать 3D-очки. К тому же оказалось, что большого смысла смотреть на обычные графики в трехмерном виде нет, такие картинки вполне хорошо смотрятся и в двухмерном варианте. Поэтому сегодня сфера применения 3D-презентаций ограничена узкопрофильными темами вроде демонстрации разрезов нефтяной добычи или сложных агрегатов в машиностроении. В остальном же подавляющее большинство людей продолжают пользоваться старыми добрыми двухмерными средствами визуализации, важность и наглядность которых со временем ничуть не снижаются.