К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Третий путь: как стать идеальным кандидатом для работы в стартапе

Фото Lionel Derimais / Corbis via Getty Images
Фото Lionel Derimais / Corbis via Getty Images
Жажда риска, финансовая нестабильность и желание прославиться — черты подходящего соискателя для компании-стартапа

Каждый раз, изучая особенности поколений X, Y или Z, работодатели ломают голову: как их заинтересовать и найти новые методы привлечения. И даже если это удается, новоиспеченный работник быстро теряет мотивацию, чувствуя себя белкой в колесе, из которого трудно выбраться. Некоторые переходят из компании в компанию — таких называют джамперами (от англ. «прыгуны»). Другие, склонные к созиданию и более решительные по натуре, создают свои стартапы.

Как ни странно, соискателей, которых можно отнести ко второй группе, не так мало. Приходя на интервью, кандидаты оперируют словами «диджитал», «стартап» и так далее. Им кажется, что это некий третий путь, свет в конце тоннеля, который поможет выбраться из рутины. Однако иллюзия свободной профессии зачастую оборачивается пониманием: работа в стартапе подходит далеко не всем. При выборе стартап-работодателя соискатель может столкнуться с одним или несколькими барьерами. И в конечном счете это приведет к неоправданным ожиданиям и разочарованию.

Молодой, рисковый

С точки зрения кадровой политики стартап — это в первую очередь молодая новообразованная компания любого профиля: от палатки с фермерскими сырами на Даниловском рынке до команды разработчиков чат-бота. В связи с этим под вопросом стабильность такого проекта, ведь он может закрыться так же быстро, как и открыться. Кроме того, часто стартап не соблюдает стандартов организации труда: нет официального оформления сотрудников и соцпакета. Человек, который привык к международным страховкам для членов семьи, декретным выплатам, отпускам за счет компании, рассчитывает, в конце концов, на запись в трудовой книжке, испытает сложности с переходом на новый формат.

 

Отличительная черта молодых компаний — неизвестность бренда на рынке. Для многих кандидатов громкое имя работодателя играет все-таки очень важную роль. В то время как строчка в резюме с компанией no name может испортить идеальную картину. Это важный момент, например, для кандидатов в топовые консалтинговые компании (BCG, Bain), для которых упоминание престижного работодателя подтверждает их статус и потенциал для дальнейшей карьеры. Как показывает практика, примерно 70% кандидатов готовы занимать пост пусть даже винтика в известной и стабильной компании, а остальные 30% предпочтут топовую позицию в молодом проекте.

Непривлекательные условия при входе и невозможность планирования собственных доходов часто сопровождают работу в стартапе. Это означает ощутимое понижение фиксированной части оклада (в среднем около 30-40%) и обещания опционов. Средний размер опциона составляет приблизительно 1%, оформить его по российскому законодательству не так просто, поэтому многие компании предлагают кандидатам финансовый бонус в конце года.

 

Идеальный кандидат

Вот ряд критериев, которым должен соответствовать кандидат с хорошими шансами построить свою карьеру в начинающем проекте.

Быть создателем

Люди делятся на тех, кто хочется находиться в зоне комфорта, и тех, кто хочет из нее выйти, став создателем чего-то нового. Второму типу быстро становится скучно в стабильной корпоративной среде, где есть много ограничений. Они не хотят быть «серой массой», им важно чувствовать уникальность и больше влиять на процесс. Как раз их место — в стартапе.

 

Человек-батарейка

Высокий уровень энергии — ключевая особенность молодых инновационных компаний. Здесь живая атмосфера и активный коллектив. Каждый причастный влияет на процесс, все стараются работать очень эффективно, находятся в состоянии вечного мозгового штурма и постоянно делятся идеями. Как правило, работа в стартапе — это шумные разговоры на кухне, смешные стикеры в Telegram, игры в пинг-понг, питомцы в офисе и покер-вечеринки после работы. Если кандидат вялый и безынициативный, ему будет сложно в кругу суперактивных коллег. Кроме того, именно романтики и максималисты будут чувствовать себя наиболее комфортно в стартапе.

Минута славы

Желание прославиться — одна из основных мотиваций для создателей и участников стартапов. Тот, кто готов понижать свои «фиксы» по зарплате и переходить из стабильных компаний в новые рисковые проекты, может найти себя в молодом бизнесе. Можно стать среднестатистическим менеджером/руководителем проектов в международной компании, тем самым «винтиком», или стать лидером IT-стартапа, о котором пишут медиа, а членов команды постоянно зовут выступать на конференциях. Ради такого «хайпа» многие готовы рискнуть.

Любопытный предприниматель

 

Предпринимательская жилка — это некий фильтр для будущего члена стартап-команды. Она или есть, или напрочь отсутствует. Если в детстве вы играли «в магазин», продавали ненужные игрушки за листики или строили космический корабль — вам дорога в стартап. Любопытство — обязательная черта, которая должна присутствовать у человека, желающего работать в стартап-среде. Создатель нового продукта и услуги как минимум должен быть способен разглядеть тренды рынка. Сюда же можно отнести умение мыслить нестандартно. В мире роботизации и новейших технологий очень нужны люди с гибким умом, лишенным шаблонного мышления.

Стартап и его команда

Важно быть командным игроком. Выстроить команду с нуля — огромный труд, причем важно, чтобы все ее члены были ориентированы на создание благоприятного климата внутри. В стартапе обычно все начинается с нескольких человек и тесной комнаты. Яркий пример — Microsoft, где количество сотрудников выросло с трех человек на старте до 120 000 сейчас.

Контроль и результат

 

Любой стартап нацелен на создание продукта и услуги, каждый человек, работающий в нем, должен быть нацелен только на результат, а не на поддержание процесса. Также важны самостоятельность и самоконтроль. Микроменеджмент в стартапе зачастую отсутствует: все работают на одно дело, где-то введен agile (поэтапная реализация проектов в компании). Весь график и эффективность находятся исключительно в собственных руках сотрудников. Для основателей и топ-менеджмента это еще и умение взвесить все риски — пойти в «All in», но при этом вовремя остановиться. Стартап — это всегда адреналин, многие создатели до этого не имели управленческого опыта, а теперь это огромная ответственность как за успешность продукта, так и за тех людей, которые в тебя поверили.

Еще молодой

Для стартапа идеален кандидат с пометкой High Potential (HiPo), чаще это молодые люди до 30 лет. Основатели самых успешных проектов попадают под категорию: Марк Цукерберг и Стив Джобс начинали в 20, а Билл Гейтс и вовсе в 19 лет. Объяснить это можно обычной физиологией: чем старше, тем быстрее человек устает, энергии становится меньше, а мышление — менее гибким.

Выигрышная комбинация

 

Сочетание технического образования топового вуза и магистратуры бизнес-направления — удачное для соискателя в стартап. Базовое образование Физтеха, МФТИ, МГУ развивает аналитическое мышление, а MBA позволяют расширять знания в области экономики и частного предпринимательства, подтянуть soft skills (неспециализированные навыки) в рамках стажировки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+