К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мечты о море: шесть правил успешной карьеры за рубежом

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Если вы получите диплом зарубежного вуза и сразу же вернетесь в Россию, шансы попасть в штат зарубежной компании заметно упадут

Если верить отчету Международной трудовой организации (ILO), больше 60% людей, переехавших в другую страну, сделали это из-за работы и карьерных перспектив. Но для многих мечты о международной карьере так и остаются мечтами — людям страшно сделать первый шаг на пути к переезду и работе в другой стране. Размытые представления о чужой деловой культуре и непонимание того, чего ждет работодатель, пугают и заставляют остаться в привычной среде. С чего стоит начать, если вы мечтаете построить карьеру за границей?

1. Найдите работодателя на программе MBA

Международная карьера во многом складывается благодаря зарубежному опыту, о котором иностранца обязательно спросят на собеседовании. Поэтому, если вы изначально ставите себе цель построить карьеру в иностранной компании, обратите внимание на MBA. Необязательно снова проводить годы в университете, чтобы удивить работодателя. Гораздо эффективнее отправиться на Запад за степенью MBA, то есть магистра делового администрирования. Возможно, это не было вашей первоначальной целью, но за рубежом степень MBA дает значительное преимущество при трудоустройстве. Более того, курс MBA — это мощнейший инструмент нетворкинга. За период обучения вы сможете познакомиться не только с потенциальным работодателем, но и найти будущих партнеров и клиентов.

Сейчас даже в России трудно найти руководителя международной компании, топ-менеджера или удачливого стартапера, который не получил бы MBA за рубежом. В России также есть много сертифицированных программ MBA при российских вузах, например, в московском РАНХиГС. Но американские MBA по эффективности и качеству обгоняют всех, по крайней мере об этом говорит рейтинг Global MBA Ranking 2018. Да и среди зарубежных работодателей американские или европейские программы котируются выше.

 

Есть два варианта программы: Executive MBA для топ-менеджеров и Mini-MBA, которая рассчитана на 6 месяцев и подходит менеджерам-управленцам среднего звена. В зависимости от ваших целей и доступных средств можно выбрать очное или очно-заочное обучение. Стоимость полуторагодовой программы Executive MBA в популярной London Business School начинается от $70 000, и очное обучение с работой совмещать не получится.

2. Посещайте HR-мероприятия, конференции и нетворкинг-сессии

Если получение MBA — не ваш вариант, работу все равно лучше искать «на месте», уже в стране, где хотите осесть и начать свой карьерный путь. Для того, чтобы расширить свой круг контактов, посещайте бизнес-конференции и нетворкинг-сессии, которые проводят крупные компании. Практически у каждого делового мероприятия есть форум, страница в Facebook или другая площадка для общения — изучите их, не стесняйтесь вступить в беседу или попросить совета. Задать вопрос спикеру на конференции или подойти к кому-то, чье выступление вам особенно понравилось, — тоже хороший способ: интересный вопрос или живая дискуссия помогут вам запомниться. Понять, как принято общаться в этой стране, можно через локальные комьюнити, например, через сообщество экспатов Internations. Активно развивайте вашу страницу в LinkedIn, а также помните о культуре small talks — на Западе непринужденные короткие разговоры на разные темы в ходе бизнес-дискуссии отлично располагают собеседника и повышают шансы завоевать его симпатию.

 

3. Ничего не бойтесь и не сомневайтесь. Идите и работайте!

Еще один вариант для начала карьеры — стажировка. Лучше всего сразу выбрать пять топовых компаний в вашем сегменте и поставить себе цель попасть в одну из них. Если компания не объявляет о стажировке напрямую, рискните просто прийти в офис и спросить: «Мне это интересно, можно я проведу у вас день?» Почти всегда найдется сотрудник, который ответит вам: «О, как вовремя, мы как раз искали стажера (ну или младшего сотрудника)».

Среди российских компаний около 40% готовы отказать соискателю из-за плохого CV. На Западе этот процент еще выше, поскольку иностранные работодатели оценивают работников крайне строго. Очень важно не только составить красивое и правильное резюме, которое покажет вас как перспективного сотрудника, но и написать сопроводительное письмо. Это должен быть не шаблон вроде «учился здесь, работал там», а креативное эссе на одну страницу, которое действительно заинтересует работодателя.

Если вы переживаете, что у вас недостаточный уровень языка или мало навыков, если сомневаетесь, что вам сделают хорошее предложение, совет один: уберите все эмоции и идите работать, пишите письма в компании, ищите возможность получить любой опыт. Набивайте шишки и одновременно подтягивайте язык и профессиональные навыки. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее вы перейдете к этапу целенаправленного развития карьеры.

 

4. Не зацикливайтесь на одной стране

Сейчас международная ситуация такова, что построить разноплановую мультифункциональную карьеру в одной стране не всегда возможно. Будьте готовы к тому, что компания, в которую вам удалось попасть, может вас куда-то перебросить. И даже к тому, что в определенный момент вам придется уйти с должности. Это может зависеть не только от внутренних решений компании, но и от политической ситуации в стране.

Например, во время кризиса 2008 года Ирландия отозвала все разрешения на работу для иностранных высокооплачиваемых кадров. Сотрудникам, которые годами добивались своих мест, дали две недели на выезд из страны. Тем, кто за время работы смог наработать серьезные профессиональные связи в своей сфере, повезло больше других коллег: они написали письма компаниям, с которыми уже строили взаимоотношения, и быстро нашли новую работу. Это то, что называется flexibility, то есть гибкость — каждый иностранец, который делает ставку не на гражданство, а на международную карьеру, должен быть готов к таким поворотам. Поэтому нарабатывайте контакты из разных сфер и разных стран. Это можно сделать, как и упоминалось выше, на конференциях и нетворкинг-сессиях, а также в соцсетях.

5. Изучите культуру страны, в которой работаете

Россия гораздо ближе к Азии, чем к Европе. И здесь, и в Азии сильно чувство коллектива, а работа определяет то, кем ты являешься. При этом американский бизнес, напротив, отличается господством невероятного индивидуализма. Конечно, в западных компаниях тоже важны корпоративные ценности и культура, но они скорее навязаны сверху, чем выработаны коллективом.

Если в США и Европе деловой этикет отчасти близок к российскому, то работа в Азии станет для вас настоящим открытием. Есть определенные вещи, которым нужно следовать, чтобы иностранца стали уважать как руководителя. Восточная культура предполагает жесткую дистанцию между подчиненным и начальником, так что за тем, как вы строите отношения с коллегами, постоянно будут наблюдать. По тому, как и с кем вы здороваетесь, какой длины ваш пиджак, насколько открыты ваши руки, первым ли вы входите в комнату, люди составляют о вас собственное мнение, изменить которое будет непросто. Например, если в США или Европе вы привыкли обедать с каждым новым сотрудником, чтобы узнать его получше, за тот же безобидный ритуал в Таиланде вы можете лишиться работы. Поэтому обязательно изучите особенности страны и ее деловой этикет.

6. Четко определите свою мотивацию

Это ключевое. Если переезд за рубеж — это просто модно и «так делают все», то лучше забудьте эту идею. По данным Института статистики ЮНЕСКО, больше 50 000 россиян выбирают учебу за рубежом, и одна из основных причин — мечта об успешной карьере за границей. Но если для вас переезд на Запад — дань моде, следование такому тренду дорого вам обойдется. Средний чек серьезного вуза начинается с $50 000 в год, не считая расходов на проживание, учебную литературу и транспорт. Программа MBA будет стоить еще дороже.

 

Искать работу на месте — тоже весьма дорогое удовольствие. Если поиск затянется, то может совсем вас разорить. Нет ничего хуже, чем вложить в свое пребывание в другом государстве десятки тысяч долларов и после этого так и не достичь заветной цели. Поэтому вас стоит четко понять силу вашего намерения и мотивацию.

Ехать стоит, если вы действительно хотите сделать карьеру за рубежом и остаться там жить. Если хотите выучиться, чтобы вернуться первоклассным специалистом и получить хорошую должность на родине, — игра тоже стоит свеч. Но не стоит забывать, что в своем желании необходимо быть последовательным и упорным. Если вы получите диплом зарубежного вуза и сразу же вернетесь в Россию, шансы попасть в штат зарубежной компании заметно упадут. Поэтому дерзайте, ищите возможности, развивайте свои профессиональные навыки и ничего не бойтесь. Когда у вас в голове есть план, а в сердце твердое решение, кто же может вам помешать?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+