К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В добрый путь. Долгая дорога в офис мешает эффективной работе

Фото Won-Ki Min / Zuma / TASS
Фото Won-Ki Min / Zuma / TASS
Длительный путь в офис становится одной из причин эмоционального выгорания. Сотрудники каких стран оказались в зоне риска?

Россия занимает шестое место в десятке стран мира, где сотрудники тратят наибольшее количество времени на дорогу от дома до работы: среднестатистический российский офисный служащий проводит в пути 47 минут. По данным The Statistics Portal, незавидный рекорд принадлежит Южной Корее, жители которой добираются до офисов за 74 минуты. На втором месте — Китай (56 минут), далее Турция, Япония и Мексика (52, 50 и 49 минут соответсвенно). Быстрее всех доезжают до родной конторы жители Финляндии и Швеции (21 минута) и США (26 минут).

Жесткие привычки

Большинство отечественных компании до сих работают по стандартным правилам трудового распорядка. По данным опроса Regus, у 80% российских офисных сотрудников трудовой день начинается в 9:00 или 10:00, длится 9 часов и заканчивается в 18.00-19:00. В режиме гибкого графика работают лишь 20% опрошенных. Трудовой день для них начинается около полудня и заканчивается после 20:00. Такой режим характерен для занятых в сфере услуг, IT, сотрудников туристических фирм, индивидуальных предпринимателей, event-менеджеров, юристов, ретейлеров, рекрутеров, а также служащих иностранных компаний.

Жесткий график, установленный руководством и обязательный к соблюдению, вынуждает людей постоянно выезжать на работу и с работы в часы пик, что значительно — в два раза и более — увеличивает фактическое время, проведенное сотрудником в пути. И положение с транспортной доступностью не улучшается — общественный транспорт, за редким исключением, едет медленнее, чем автомобили.

 

Большей частью время, проведенное в дороге — это бесполезно потраченное время. По данным исследования проекта «Mail.ru для бизнеса», 47% людей по дороге на работу слушают музыку, 27% смотрят интернет-ресурсы. Две трети опрошенных отметили, что не занимаются решением рабочих вопросов в пути. Так и выливаются «дорожные» минуты в часы, выпавшие из жизни: например, если человек тратит на дорогу два часа в день, то они в итоге превращаются в 40 часов в месяц и в 480 часов в год. А это — уже 20 дней отпуска!

Приблизить работу

В мире «дорожная» проблема все чаще решается с помощью внедрения практики удаленной работы. В России это пока еще редкость. По статистике Regus, лишь 32% офисных сотрудников работают за пределами основного офиса 2-3 дня в неделю и более, в то время как за рубежом этот показатель составляет около 50%. При этом спрос на гибкий график в нашей стране растет год от года. По нашим данным, 45% офисных сотрудников готовы отказаться от подходящей вакансии в компании, которая подразумевает жесткий график работы. Чуть больше половины отметили, что не уволились бы с предыдущей работы, если бы у них был гибкий график, и 89% однозначно предпочли бы работу с гибким графиком. В целом 91% сотрудников воспринимают свободный график как ощутимое преимущество: человеко-ориентированные условия работы помогают людям проводить больше времени с семьей и друзьями, заниматься в обеденный перерыв спортом, работать в удобном для себя месте.

 

Среди российских офисных сотрудников в режиме свободного графика хотят работать 43% работников — при том, что всего 10% российских работодателей готовы пойти или уже пошли на этот шаг. В таких организациях ключевых работников поощряют возможностью работать в режиме гибкого графика в определенные дни или разрешают работать в коворкинге рядом с домом. Это дает компании репутационные «очки» и имидж прогрессивной организации, а также повышает уровень лояльности сотрудников.

Первыми опыт перевода на удаленную работу освоили высокотехнологичные компании — разработчики программного обеспечения и приложений, операторы сотовой связи, издательства, различные онлайн-СМИ. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» с самого дня основания работает с использованием формата «удаленки». У компании есть лишь небольшой офис в Москве, где сидит бухгалтерия и проводятся совещания. Практически все сотрудники, завязанные на процесс издания книги (редакторы, авторы, пиарщики, маркетологи, дизайнеры), работают удаленно. Правда, в компании действует жесткий критерий отбора менеджеров прежде всего по таким критериям, как личная ответственность, высокая мотивация и организованность.

Один из самых известных проектов перевода на удаленную работу, реализованных в России, это переход на платформу BeeFree персонала сотового оператора «БиЛайн». Более 60% сотрудников «Вымпелкома» к концу 2017 года работали не в офисе. Проект перевода сотрудников на удаленную работу в компании оценивали положительно. Во-первых, такой формат сделал людей более ответственными и нацеленными на успех, текущие задачи решались эффективнее и быстрее, чем в то время, когда все сидели в офисе. Во-вторых, компания выиграла с точки зрения экономики: по различным оценкам, в 2017 году «Вымпелком» снизил расходы на аренду и содержание офисных площадей на четверть, при масштабах сотового оператора речь может идти о нескольких миллионах долларов.

 

Есть и другие, более консервативные решения. Офисному сотруднику можно искать работу рядом с домом и таким образом минимизировать «дорожные» временные затраты. Но на нынешнем турбулентном и нестабильном рынке труда пойти на такое, безусловно, трудно. Несмотря на то, что поменять работу на более удобную с точки зрения транспортной доступности хотели бы 72% работников, в реальности же к такому шагу готовы лишь 18%. Еще 16% рассмотрели бы возможность снять жилье поближе к офису, такие данные участников опроса «Mail.ru для бизнеса». Они уверены, что уменьшение времени на дорогу до работы приведет к повышению их трудовой эффективности, а также к росту активности вне работы.

За рубежом перевод штатных сотрудников на удаленную работу, сотрудничество с фрилансерами и прием на работу талантливых людей из других городов и стран — распространенная практика, которой пользуются и стартапы, и средние компании, и транснациональные корпорации. Первопроходцами и здесь были IT-компании, которые в борьбе за умы предлагают работникам максимально привлекательные для них условия. Программисты, занятые написанием кода, а не тем, как бы преодолеть пробки вовремя успеть в офис к назначенному времени, стали работать более эффективно, осознали в Google и Facebook. Сегодня удаленная работа распространена в подавляющем большинстве компаний Кремниевой долины. Например, у Automattic даже нет стационарного офиса, а в Stack Overflow в офис ездят только менеджеры, разработчики работают удаленно. Впрочем, не все происходит гладко — смена рабочего графика сотрудников с обычного офисного на удаленный требует повышенного контроля не только в тактическом, но и стратегическом аспекте. Не у всех это выходит. Американская IBM в марте 2017 г. предъявила сотрудникам ультиматум: откажитесь от домашнего офиса или ищите другое место работы.

Время мечты

Долгая дорога в офис становится одной из причин эмоционального выгорания, установили исследователи из Университета Монреаля (Канада). Они опросили почти 2000 занятых на разных работах жителей Квебека в возрасте от 17 до 69 лет, акцентировав внимание на средствах передвижения, дальности преодолеваемого расстояния и среднего времени, затрачиваемого на поездку. Результаты исследования показали наличие прямой зависимости между тяжестью дороги и риском профессионального выгорания. Критической точкой стали 20 минут: чем больше фактическое время, затрачиваемое человеком на дорогу, отличалось от этого показателя, тем больше негативных эмоций люди испытывали по отношению к работе. Как только время в пути переваливало за 35 минут, у работников появлялся скептицизм и даже отвращение к своему месту работы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+