К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ода спорту: как музыка управляет настроением фанатов

Фото Pilar Olivares / Reuters
Фото Pilar Olivares / Reuters
Какая музыка создает атмосферу единения на стадионе и почему композиции, где звучат барабаны, бубны и шейкеры, лучше всего подходят для спортивных мероприятий

Удивительно, что позитивное впечатление от Чемпионата мира по футболу остается не только у болельщиков, но даже у людей, далеких от футбола. И гости России, и жители городов, где проходит Чемпионат, воспринимают его как большой международный праздник. Это, безусловно, заслуга организаторов, ведь чтобы создать такое ощущение, нужно проработать десятки направлений. Некоторые из них в буквальном смысле не видны участникам Чемпионата и любителям футбола. При этом они существенно влияют на общую атмосферу. К одному из таких «невидимых» направлений относится музыка. Какие песни играют на ключевых локациях ЧМ-2018 — стадионах? Каких целей достигают организаторы с помощью музыки?

У Чемпионата мира — 2018 есть собственная музыкальная программа. Официальная песня мундиаля Live it up — ее неотъемлемая часть. Это очень быстрая композиция — 145 BPM (beats per minute — ударов в минуту), как работа на пределе, бег изо всех сил. Темпу соответствует и смысл песни: одна жизнь, одна команда, одна мечта, живи здесь и сейчас, отдавайся моменту как в последний раз.

Первый гимн El Rock Del Mundial группы The Ramblers в 1962 году был танцевальным и заводным, в стиле рок-н-рола. А вот в 1978 году официальную мелодию чемпионата исполнял Симфонический оркестр Буэнос-Айреса. Сначала гимны были посвящены непосредственно чемпионатам, затем тематика песен стала шире и теперь они больше про образ жизни, связанный с футболом. Например, трек Placido Damingo (1982 год) воспевает Чемпионат как праздник. Так же было и в 1990 году с песней Un'Estate Italiana, где речь идет о летнем футбольном приключении. В последнее же время в главных футбольных мелодиях поют о том, что футбол — это больше, чем соревнование, это жизнь, как в Live it up.

 

Больше всего запомнились гимны с латиноамериканскими ритмами, барабанами, перкуссией и ритмом выше 120 бит. Песня Ricky Martin La Copa de la Vida, созданная для французского мундиаля в 1998 году, и сейчас звучит на радио. Ее скорость — 127 BPM, а слова стандартны для футбольной песни: go-go-go, ole-ole-ole. Вместе с этой песней знаменита и Waka-Waka певицы Shakira, которая схожа с La Copa de la Vida не только латиноамериканской мелодией, но и скоростью — 125 BPM.

Флаги играющих в 2018 году команд появляются под мелодию Living Football, написанную известными композиторами Хансом Циммером и Лорном Бэлфом. Эта музыка яркая и энергичная, она подчеркивает торжественность момента. Кстати, на стадионе болельщик прибывает в эйфории, а это значит, что, согласно нашим исследованиям, его сердце бьется с частотой примерно 125 ударов в минуту, как у бегущего человека. Под этот ритм и стоит подбирать музыку.

 

Организаторы Чемпионата не забыли о музыкальных футбольных «традициях». В каждом матче команды выходят на поле под одну и ту же песню — Seven Nation Army группы The White Stripes. ЧМ-2018 — не первый международный турнир, на котором футболистов встречают именно под эту песню. В 2008 году на Чемпионате Европы она также сопровождала выходы сборных на поле. А в 2012 и 2016 годах — тоже во время Чемпионатов Европы — стадион слышал ее каждый раз после того, как мяч оказывался в сетке ворот. Говорят, что первыми принесли эту мелодию в мир футбола еще 15 лет назад болельщики бельгийского «Брюгге». Они исполняли песню после голов, забитых их командой. Мелодия полюбилась и противникам «Брюгге» в Лиге Чемпионов, итальянской «Роме», для которых она легко стала «своей». Песней Seven Nation Army быстро заразились болельщики из разных стран. Она оказалась настолько универсальной, что на ее мотив легко ложатся многие футбольные кричалки.

С помощью музыки поддерживаются эмоции болельщиков и между таймами. В это время любители футбола обнимаются, снимают видео и танцуют. Для шумных песен с радостным настроением нужна выраженная ритм-секция, поэтому так вписываются в атмосферу стадионов композиции, где звучат барабаны, бубны и шейкеры. Как правило, во время тайм-аута играют быстрые мелодии с припевами, которые «заигрывают» с толпой: пропетые гласные, призывы двигаться, действовать, побеждать. И здесь неважно, звучат ли слова на родном языке, потому что они узнаваемы и интернациональны, например, champions, goal, out, together, victory, friendship. Посылы в этих песнях однозначно доброжелательные и миролюбивые — большое скопление людей в эйфории легко спровоцировать и превратить в огромный неконтролируемый поток. Представьте, если бы на стадионе зазвучала песня, в которой болельщики одной из страны услышали провокацию, оскорбление своих чувств, — вероятно, конфликта в этом случае было бы не избежать.

Кстати, с начала чемпионата в СМИ не появлялось ни одной громкой новости о беспорядках, устроенных болельщиками на матчах. Глупо было бы утверждать, что миролюбивая атмосфера ЧМ-2018 — заслуга его аудиального сопровождения, но музыка, безусловно, помогает поддерживать доброжелательную атмосферу на стадионах. Здесь звучат треки, которые объединяют людей и помогают болельщикам переживать победы и поражения любимых команд достойно и мирно.

 

Интересно, что, по нашим наблюдениям, на стадионах не включают национальные хиты стран-соперниц. А это было бы проявлением уважения к гостям Чемпионата, которые проделали большой путь в Россию, и поддержало бы общую атмосферу гостеприимства и радушия. Ну а традиционные русские мелодии болельщики часто затягивают сами. «Калинка» и «Катюша» уже стали визитными карточками этого Чемпионата, причем поют эти песни не только русскоязычные болельщики, но и иностранцы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+