Страна теоретиков. Почему российские вузы не готовят предпринимателей
Согласно статистике, Россия действительно одна из самых образованных стран мира. По данным Рособрнадзора, в настоящее время в стране насчитывается почти тысяча вузов, в которых обучаются более 4,7 млн человек. В среднем на 10 000 населения у нас более 300 студентов, и это один из самых высоких показателей в мире. Но, по признанию руководства того же Рособрнадзора, порядка 90% выпускников вузов не могут найти работу по специальности. Особенно большие проблемы у современной российской системы образования имеются с подготовкой предпринимательских навыков. Почему?
Нет коммерциализации научной работы
В современных российских вузах сегодня, скорее, имеются отдельные элементы, способствующие появлению предпринимателей, но о системных решениях даже в топовых университетах пока говорить не приходится. Чтобы создать полноценную систему, когда из вузов выходят реальные бизнесмены, руководство должно быть готово пойти на кардинальные шаги, а именно: позволить студентам, аспирантам и сотрудникам коммерциализировать результаты своей научной деятельности или деятельности своих коллег.
Во-первых, они могут быть фрилансерами, во-вторых, могут, оформив интеллектуальную собственность, продать на нее лицензию, в-третьих, открыть свою компанию. Но, как правило, такие попытки не поощряются, поскольку рассматриваются как угроза существующим взаимоотношениям внутри учебного заведения.
Успешный опыт коммерциализации не масштабируется
Даже если некоторым учащимся и сотрудникам современных вузов удается успешно коммерциализировать свою деятельность, такие примеры не получается масштабировать на все учебное заведение, а уж тем более на всю систему обучения в стране. Образовательная система на сегодняшний день обладает высокой инертностью, это во многом связано с отсутствием молодых амбициозных сотрудников. Нам часто приходится сталкиваться со случаями, когда в процессе обучения студенты создают общественные структуры, занимающиеся вовлечением студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность.
На коммерческой основе в рамках какого-нибудь факультета или подразделения они, например, успешно делают НИРы, ОКРы и прочие экспертизы. Однако из-за косности и забюрократизированности масштабировать такую деятельность на весь вуз или университет обычно не удается. Учащиеся сначала пытаются это делать, а потом понимают, что легче уйти из образовательного учреждения и заниматься подобной и другой предпринимательской деятельностью самостоятельно.
Предпринимательству может научить только предприниматель
Как правило, большинство курсов и образовательных программ в современных российских вузах являются профанацией, направленной на получение тех или иных субсидий и грантов. В такой деятельности отсутствует взаимодействие с рынком, с системой обмена, которое заменяется работой с распределительной системой, где важнее быть менеджером, а не предпринимателем.
Когда в такой системе появляются люди с предпринимательским мышлением, они чаще всего отторгаются университетом, а не поддерживаются. Предпринимательству могут научить только предприниматели, в связи с этим важно повсеместно и массово внедрять инструмент менторства или наставничества. Один наставник может вести как отдельного человека, так и целую группу, помогать своими контактами, а иногда выступать в роли инвестора.
Нет образовательных программ по предпринимательству
В современном образовании отсутствуют методики работы над изменением менталитета студентов, направленные на выработку необходимых моделей поведения через практическую проектную деятельность. У студентов нужно вырабатывать предприимчивость, активность, высокую адаптивность для работы в быстро меняющихся условиях. Эти навыки приобретаются в проектах, как правило, социального характера.
К примеру, нельзя стать хорошим управленцем, ни разу не попробовав руководить людьми. Подобные тренинги можно назвать «активацией ума». Постепенно студенты должны переходить ко все более сложным проектам, которые создаются на основе реальных бизнес-задач. И здесь важно внедрение уже упомянутого инструмента, то есть наставничества или менторства. После нескольких успешных проектов под заказ и решения реальных задач студент или выпускник может успешно перейти к созданию собственного бизнеса. А такой подход в современных российских вузах не практикуется.
Что делать
Университетам нужно быть более открытыми к любым предпринимательским инициативам, как появляющимся внутри, так и приходящим извне. Для внешних инициатив быть открытыми особенно важно. Стоит больше привлекать на работу людей из бизнеса, выстраивать инновационную экосистему с собственным центром по взаимодействию с бизнесом, центром управления интеллектуальной собственность, центром по работе со стартапами, с внутренним грантовым или венчурным фондом. Важно активно вовлекать выпускников в жизнь альма-матер.
Руководство, в частности, ректорат, должно поощрять разнообразие и внутреннюю конкуренцию, ни в коем случае нельзя подавлять чью-то инициативу, даже если она исходит не от сотрудников высшего учебного заведения. И тогда образование может стать хорошим толчком для развития предпринимательских навыков. Ведь еще американский финансист Дэвид Рокфеллер сказал, что для успеха в бизнесе нужны три составляющие: обучение, дисциплина и упорная работа.