К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стать хамелеоном: пять способностей, которые точно понадобятся в будущем

Фото Ina Fassbender / Reuters
Фото Ina Fassbender / Reuters
Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, стоит развить в себе некоторые качества

Прогнозы в области карьеры — дело такое же неблагодарное, как и предсказание того, какие технологии будут в наших мобильных телефонах и планшетах через 20 лет. Ведь новые профессии не появились, а инновации не изобретены. Другими словами, точная научная база для составления списка «навыков будущего» отсутствует. Как быть конкурентоспособным в будущем, обсуждают на Петербургском экономическом форуме, который открылся сегодня. Какие способности точно понадобятся в наступившей цифровой экономике? Всех их можно свести к двум умениям: ладить с собой, другими и обучаться.

Быстро осваивать новые знания

Чем стремительнее развиваются технологии и общество, тем быстрее и радикальнее меняется ситуация на рынке труда, при этом массовый подход к образованию меняется гораздо медленнее. При таком положении вещей есть определенная проблема: люди получают профессию, не задумываясь о ее востребованности, по «социальной инерции». Такая ситуация привела к тому, что на данный момент только 27% россиян работают по специальности, которую получили в университете.

В будущем тенденция только усилится, запросы на новые знания и специальности будут возникать еще стремительнее. Если человек XX века мог за свою жизнь сменить несколько компаний, то современный человек легко сменит несколько профессий. Эксперты уже сравнивают будущее с серфингом: нам придется покорять несколько новых волн (специализаций), чтобы продвинуться дальше остальных. Основные навыки, которые пригодятся в будущем, — любознательность, открытость новому, жажда знаний. Сегодня покорять океанские просторы можно с освоения дополнительных знаний, например, по смежной специализации.

 

Цифровая восприимчивость, или digital agility

Бизнес становится цифровым: без продвижения продуктов и услуг в интернете сейчас не обходится практически ни одна организация, а многие сферы вообще постепенно переходят на digital working, то есть начинают работать исключительно в интернете (особенно это актуально для e-commerce и рекламы). В любом случае компьютер с доступом к интернету и необходимым программным обеспечением уже стал основным — или одним из основных — инструментом работы для большинства профессий. И для бизнеса очень важно, чтобы сотрудники успевали за этими переменами, умели пользоваться современными инструментами.

Не случайно в корпоративную культуру уже вводится оценка сотрудников по digital agility, умению пользоваться современными технологиями. Работодатели хотят понять, насколько мы готовы обучаться, быть гибкими к диджитал-переменам и обладаем способностью внедрять их. От нас пока не требуется уходить глубоко в техническую часть, но разобраться, как технологии меняют и улучшают бизнес, точно стоит. Получить эти знания можно из общения с подкованными в технологиях людьми, на конференциях, из передовых статей и литературы.

 

Взаимодействие с другими

Современное общество предполагает гораздо более активную коммуникацию между людьми, чем было раньше: глобализация мира, активное развитие информационных технологий и социальных сервисов и т. д. С каждым годом люди общаются все активнее. Об этом свидетельствует и статистика по социальным сетям — практически каждый ресурс показывает устойчивый рост. Только Facebook в 2015-2017 годах «разросся» на 461 млн пользователей (это рост на 25%). В будущем эта тенденция по всем прогнозам сохранится и может даже усилиться.

С прикладной точки зрения в умение общаться входят способности выступать публично, вести эффективную переписку, в том числе в соцсетях, договариваться, быть клиентоориентированным, эмоционально сопереживать и понимать других. В недалеком будущем руководителям будет чему поучиться у молодых, более технологически подкованных сотрудников. Поэтому одна из карьерных рекомендаций: общаться с теми, кем вы руководите и кто вас окружает. Как говорил генеральный директор Ford Алан Маллали: «Если я не эксперт по какому-то вопросу и есть люди, которые в этом лучше разбираются, то почему я говорю? Почему бы не послушать их?»

Адаптивность

Быть адаптивным означает, что человек не останавливается перед новой проблемой, а быстро переходит к поиску решений. Вспомним о частой смене профессий, стремительном переходе в диджитал и просто о внешних экономических рисках и вызовах — все это будет обязывать нас оставаться адаптивным. Интересно, что на встречах выпускников MBA через 5-19 лет после окончания обучения оказывалось, что студенты с большим уровнем адаптации оказывались более удовлетворенными жизнью и карьерой, чем те, кто не обладал таким качеством характера. Это свойство вошло в 80% основных компетенций будущего. Основными шагами к развитию адаптации становятся умение проявлять терпение, способность развернуто анализировать неопределенные ситуации, оценивать все плюсы и минусы и только потом принимать решения.

 

Умение работать с собой

Если человек не управляет эмоциями, то эмоции управляют им. Настрой коллектива волнует работодателей. В условиях неопределенности и частой смены курсов от работника потребуется умение распределять свои ресурсы и управлять собственным настроением и энергией, входить в состояние концентрации на важной задаче или погружаться в состояние спокойствия в особо стрессовых ситуациях. Кроме того, руководители ищут тех, кто получает от работы драйв и радость. Такие сотрудники находят в своем труде источник силы и заряжают им окружающих. Эти профессионалы дорого ценятся уже сегодня. Научиться сочетать удовольствие от работы, результативность и баланс с личной жизнью точно нужно уже сегодня.

И напоследок хорошая новость: угроза роботов, которые заменят человека в будущем, преувеличена. Но нас ожидают другие вызовы. По данным глобальной консалтинговой компании Korn Ferry Hay Group, к 2030 году настоящей проблемой станет дефицит человеческих талантов в размере 85 млн человек, что соизмеримо с населением Германии. Работодатели начнут вести настоящую войну за лучшие и сильные кадры. В этой связи расти над собой, развивать потенциал и обозначенные в этой статье навыки точно стоит.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+