К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Люди икс: почему поколение 40-летних — кадровый потенциал России

Фото Marvel Enterprises
Фото Marvel Enterprises
Сегодня хедхантеры чаще ориентируются на поколение Y, чье главное преимущество — молодость (25-35 лет). Напрасно специалисты забывают, что когда-то им тоже исполнится 40

Ситуативно такой подход логичен: по оценкам многих экспертов, именно на поколение Y (миллениалов) до 2025 года придется 75% трудового потенциала в мире. Как прогнозирует Росстат, к 2030 году число занятых в возрасте до 40 лет значительно сократится и на рынке труда будут преобладать сотрудники в возрасте 40-59 лет и старше. Очевидно, что модели управления HR в таких условиях придется менять.

В западных странах эти тенденции уловили раньше нас. В Канаде уже с 2001 года выходит рейтинг компаний, предоставляющих лучшие рабочие места для людей старше 40 лет. В этом году победителем объявили компанию по производству стали ArcelorMittal Dofasco G.P., которая инвестирует в обучение своих сотрудников, финансирует их страховые программы, помогает планировать сбережения и выход на пенсию.

Бум предложений стажировок для возрастных соискателей прокатился по США после выхода фильма с Робертом де Ниро «Интерн». Коммуникационные агентства, риелторские и страховые компании, в том числе крупные, например Goldman Sachs и Encore, медицинские учреждения не просто предлагают работу и обучение для зрелых работников, но учреждают специальные стипендии, программы по выводу и адаптации профессионалов,  карьера которых по тем или иным причинам была прервана на два или более лет. В итоге уровень безработицы среди людей 55 лет и старше оказался ниже общенационального на четверть (3,2% против 4,1%). По словам Уильяма Эммонса, ведущего экономиста Центра финансовой стабильности в Федеральном резервном банке Сент-Луиса, 35,5 млн человек старше 45 в настоящее время составляют 23,1% рабочей силы США. Это значительное увеличение с 2000 года, когда зрелые работники составляли всего 13,4% работающего населения страны.

 

Между тем подавляющее большинство кадровых стратегий компаний не учитывают эти тенденции. Лучшие из них уделяют 90% внимания особенностям поколений и мотивационным проблемам миллениалов, а на оставшиеся 10% думают, как же привлечь внимание к бренду компании еще более молодых, Generation MeMeMe, или поколение Z. Однако исследования показывают: поиск кадров ведется не там, где спрятано решение: ориентироваться нужно не на молодых, а на людей более зрелого возраста — просто потому, что через 12-15 лет их станет количественно больше.

Эти тенденции очевидны. Демографические отчеты Росстата показывают, что количество трудоспособных граждан в возрасте до 40 лет за последние 15 лет увеличилось на 2,3 млн человек — но  тех, кому за 40, стало больше на 5,1 млн человек. И с каждым годом эта разница растет: возрастных работников априори становится больше. Ожидать в таких условиях того, что молодые заменят старшее поколение в нужном объеме, просто нелепо. С таким же успехом можно верить и надеяться, что через пару лет дважды два будет равно пяти, а не четырем.

 

Основным полем приложения усилий работодателей уже сейчас должны стать те, кому за: за 40, за 45, за 50. Этих людей нельзя списывать со счетов: замены со стороны младшего поколения им не предвидится. Это огромный ресурс, на который сегодня в силу каких-то призрачных инерционных надежд мы практически не обращаем внимания, упорно повторяя: «дорогу молодым».

Люди 40 лет по сути — фундамент рынка труда и всей экономики. Родившиеся в 1960-1970-е годы, многие представители поколения Х взрослели в перестройку. Они с детства привыкали к самостоятельности. Пока родители работали и переживали слом парадигм и устоев, маленькие «иксы» отвечали не только за себя, за свою учебу и успехи, но помогали и контролировали младших братьев и сестер. После школы они с ходу окунулись в перипетии лихих 1990-х, когда выживал сильнейший, хитрейший, быстрейший, умнейший. Ответственность, индивидуализм, умение быстро приспосабливаться, мгновенно реагировать у «иксов» в крови. При этом они так или иначе впитали в себя ценности поколения своих родителей: лояльность, предприимчивость, умение работать в команде, профессионализм, навыки лидерства и наставничества.

Адаптивность «иксов» помогла им впитать в себя и ценности миллениалов. Сорокалетние также прекрасно ориентируются в информационном океане,  работают в режиме мультизадачности и проектной деятельности, постоянно учатся и осваивают новые навыки и даже профессии. Они социально активны и много работают над повышением своей ценности на рынке труда. Естественно, о пенсии по старости среди них мало кто думает. Результаты опроса ФОМ свидетельствуют, что среди 40-49-летних «старыми» считают себя лишь 5%, среди 50-54-летних – 11%, а среди 55-59-летних – 14%. Более того, кадровое агентство Kelly Services выявило, что самыми предприимчивыми и активным являются как раз возрастные работники: 35% тех, кому «за», получают дополнительные доходы от фрилансерской деятельности.
«Иксы», несмотря на то что могут прекрасно существовать в режиме постоянных авралов и форс-мажоров, все же ценят постоянство и предсказуемость. Система их мотивации строится на трех китах: стабильность, надежность, достойная оплата труда. Четкая организационная структура работодателя, прозрачное делопроизводство, белая зарплата, транспарентная система бонусов и поощрений, социальные гарантии имеют для этих людей огромную ценность. Стоит учитывать их страсть к учебе: для многих «иксов» возможность получить очередное высшее образование или научную степень значит больше, чем, скажем, тринадцатая зарплата или годовая премия. По статистике Минобразования, 6,5% аспирантов сегодня — это представители поколения Х, а каждый 15-й студент магистратуры уже отметил свой 40-летний юбилей.

 

При правильной мотивации именно поколение Х в ближайшее десятилетие станет базой, с помощью которой мы стартанем в светлое будущее.  И что немаловажно: все кнопочки и рычажки управления «иксами» уже давно известны — не надо ничего придумывать. От работодателей требуется только осознать перспективу и, пока не поздно, повернуться лицом к сотрудникам в возрасте — потому что очень скоро именно они станут надеждой и опорой каждой компании в России.

Старение населения и увеличение оптимального среднего возраста трудоспособных граждан — проблема глобального характера. Эксперты Международной организации труда в своем последнем докладе опубликовали новый прогноз: через 10 лет средний возраст сотрудника составит 41 год, а на отчисления пенсионеру будут работать всего два работника, в то время как сейчас — три. Это, в свою очередь, влечет за собой разные кризисы — пенсионных систем, здравоохранения, падение экономик. Один из путей решения проблемы предлагают специалисты ООН, и состоит он как раз в том, чтобы привлекать к работе и мотивировать на активную экономическую деятельность тех, кому «за».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+