К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Паршивая овца: зачем компании использовать детектор лжи

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Многие считают использование полиграфа аморальным методом проверки сотрудников, но эта форма тестирования может быть полезна бизнесу

Когда речь идет о собеседовании на ответственную должность, необходимо проявлять бдительность и осторожность. Так считает, например, Центробанк, который решил проверять сотрудников на полиграфе. По оценкам экспертов, в России каждая десятая компания предлагает пройти тест на детекторе лжи. Напомним, что прохождение полиграфа — дело добровольное, многие считают его аморальным и асоциальным методом и вполне могут отказаться от такого предложения работодателя. Вместе с тем у бизнеса есть причины предлагать эту форму тестирования.

Выявляем «паршивых овец»

Первый и самый очевидный довод в пользу детектора лжи: можно обнаружить кандидатов, которые скрывают судимости, большой опыт в нарушениях закона, склонность к мелким правонарушениям. Опытный полиграфолог быстро обнаружит попытки обойти неприятные темы и солгать.

Тем не менее стоит учитывать, что стопроцентно идеальных людей не существует и любую «первичную информацию» нужно уточнять. Предположим, на собеседовании спросили, присваивали ли вы собственность компании. Многие честные люди будут вынуждены ответить «да»: кто-то забрал с работы ручку, кто-то взял домой документы, чтобы поработать вечером, и вместе с ними папку-органайзер, которую просто забыл вернуть. Бывают случаи, когда сотрудники забирают рабочие ноутбуки для выполнения срочного задания, например, на майских праздниках. Все эти случаи попадают под определение «присвоил собственность компании», но вряд ли они могут быть препятствием к приему на работу.

 

Именно поэтому на собеседовании с детектором лжи должен присутствовать HR-специалист, который такие собеседования уже проводил. В описанном случае опытный кадровик введет ограничения: «Вы когда-нибудь намеренно присваивали собственность компании?» И добавит уточняющий вопрос: «Она стоила больше 1000 рублей?» Именно уточняющие вопросы и умение правильно толковать результаты проверки на полиграфе позволяют принять по кандидату обоснованное решение.

Даем кандидату понять, что заслуживаем доверия

Вторая цель проверки на детекторе лжи — демонстрация кандидату некоего «стиля работы», «образа жизни» компании. Полиграф представляет собой символ жёсткой борьбы с ложью и недоговорками, символ прозрачности сотрудничества и взаимоотношений. Уже на собеседовании организация показывает будущему сотруднику, что здесь его ждет абсолютно легальная занятость: честный труд с прозрачной оплатой.

 

Создавая изначально такой образ организации, HR формирует у сотрудника положительную мотивацию на труд с полной отдачей. Конечно, если впечатление от полиграфа будет соответствующим образом подкреплено. Важно сообщить кандидату, что тестирование проходят все сотрудники компании, в том числе руководящие должности, — акцент на единство коллектива очень важен.

Если тестирование вызывает у кандидата нежелательный стресс, переключите его внимание на то, что именно проверки на детекторе дают компании уверенность в каждом сотруднике и в его лояльности, которая позволяет компании проявлять встречную лояльность. Сделайте ставку на хорошее отношение к каждому работнику и на высокое доверие к ним.

Повышаем ответственность сотрудника в будущем

Конфликт в коллективе, неприятности в личной жизни, неудача в рабочем процессе, сложности с деньгами — причин, по которым вроде бы лояльный сотрудник может решиться нанести вред компании, может быть много. Не всегда этот вред значительный или злонамеренный, но почти всегда неприятный.

 

Вынос имущества, его порча, кража денег: если вдруг представился шанс и никто не видит, то соблазн будет высоким. Но знание о том, что компания активно использует в работе со своими кадрами детекторы лжи, остановит сотрудника от ошибки: он попросту будет опасаться внеплановой проверки на полиграфе, которую провалит.

Тем более такие проверки действительно работают: еще в 1930-х американец Берркли Ларсон нашел с помощью полиграфа вора среди 38 сотрудников крупного магазина. А с тех пор детекторы шагнули далеко вперед, и узнать с их помощью о правонарушении не составляет труда.

Отсеиваем проблемных людей

Бывают сотрудники, которые просто саботируют работу, ссылаясь на регламентирующие документы: «я не передам документы Ивану, это не входит в мои рабочие обязанности», «смотреть отчет не буду, пишите служебную записку» и так далее. Даже будучи компетентным сотрудником, такой человек работает неэффективно и прилагает больше сил для того, чтобы не делать свою работу, чем для того, чтобы справиться с ней.

Практика показывает, что 90% таких людей отказываются от проверки на детекторе лжи — они объявляют, что это нарушает их права, и сразу же требуют соблюдать презумпцию невиновности. Такое жесткое поведение кандидата на собеседовании должно становиться предметом особого внимания для HR-специалиста: вероятно, этот человек не будет идти навстречу компании, а значит, сотрудничество с ним может стать затруднительным. Если же кандидат согласился на тестирование, в его процессе легко выясняется настоящее отношение человека к работе и коллективу.

Получаем дополнительный этап стресс-тестирования

Стресс-собеседование — эффективный способ проверки кандидатов: в необычной для себя ситуации человек раскрывается полностью, демонстрирует свои качества наиболее ярко. И процесс проверки на полиграфе вполне можно стать частью стресс-собеседования.

 

Опытный HR-специалист может свести дискомфорт от проверки на полиграфе практически к нулю, но, если сочтет необходимым, может сделать неудобства для кандидата максимально выраженными. Сама ситуация, в которой нельзя солгать, прямые вопросы, давление на неудобные темы — все это становится примером идеального стресс-собеседования, на котором можно оценить характер и личностные качества претендента.

Главное, чтобы трактовкой полученных результатов занимались опытный полиграфолог и опытный кадровик: на 90% эффективность тестирования зависит не от оборудования, а от квалификации специалистов, которые с ним работают.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+