К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Союз нерушимый. Основатель «Битрикс» создал предприятие с «1С» стоимостью почти $100 млн

Фото Саши Любина для Forbes
Фото Саши Любина для Forbes
Впрочем, программист Сергей Рыжиков не оставил идею покорить мир собственными силами

Перед новым, 2007 годом основатель компании «Битрикс» Сергей Рыжиков прилетел из Калининграда в Москву. Последнее время он часто бывал в столице, где недавно открыл второй офис, но в этот раз целью визита были переговоры с компанией «1С». Почти 10 лет Рыжиков строил прибыльный IT-бизнес, в 2006 году стал сотрудничать с крупнейшей платформой «1С» Бориса Нуралиева, а на следующий год предложил партнеру объединить усилия. После нескольких месяцев переговоров в апреле 2007 года возникло совместное предприятие, которое получило имена обоих партнеров. В результате компания стала практически монополистом на рынке систем управления сайтами. Ее выручка, по оценкам Forbes, в 2017 году составила 1,7 млрд рублей, а стоимость бизнеса выросла до $97 млн.

Издательство «Битрикс»

Сергей Рыжиков родился в семье военнослужащего. «Кажется, я посетил все военно-морские базы, разве что на Тихий океан не съездил», — рассказывает он. С родителями Сергей жил то в Петербурге, то в Мурманске, а в старших классах поступил в математическую спецшколу Калининграда и там освоил первый язык программирования. В 1989 году поступил на факультет радиофизики и электроники Белорусского государственного университета.

Учиться Рыжикову нравилось, на первом курсе он уже сам собрал компьютер. Но в 1990-е перед многими стояла дилемма: доучиться по профессии или заняться бизнесом. «Однокурсники шли в фарцу. Я сам одно время продавал и бочки нефти, и картошку», — вспоминает он. Потом студент получил заказ от частной офтальмологической клиники на небольшую компьютерную программу. А когда принес готовое решение задачи, с которой никто до него не справился, заказчик прилично заплатил. Точную сумму Рыжиков не помнит, но говорит, что денег было «до чертиков много».

 

Часть суммы он вложил в издание собственной книги по программированию. «Издание на 400 страниц мы писали в соавторстве с двумя однокурсниками весь четвертый курс», — вспоминает предприниматель. Ни с одним издательством в Минске договориться не удалось, и студенты решили действовать сами: получили лицензию, взяли кредит и договорились с типографией на печать 5000 экземпляров. Так появилось издательство «Битрикс». Название было выбрано случайным перебором слов в коридоре минской конторы, регистрирующей торговые знаки. «У нас было три правила: чтобы слово ничего не означало, легко читалось по-русски и по-английски, а при замене любой из букв не получалось что-то глупое», — говорит Сергей. Тираж учебника продали, вернули кредит, хватило даже на поход в ресторан, но после этого «Битрикс» только однажды выступило издателем местного телефонного справочника и закрылось.

IBM и WordPress в одном флаконе

Закончив учебу, Рыжиков вернулся в Калининград, в 1996 году устроился в АКБ «Инвестбанк», где возглавил отдел интернет-технологий и платежных систем. «Меня интересовали глобальные сети интернет и базы данных. Самыми сильными игроками, внедрявшими новые технологии, тогда были именно банки», — объясняет он.

 

После кризиса 1998-го Рыжиков решил, что настало время начинать свое дело, и уволился. Вместе с двумя бывшими коллегами, которые позже стали акционерами в бизнесе Рыжикова, он создал электронную биржу труда Jobcity.ru (несколькими годами позже появились HeadHunter и SuperJob). Позднее партнеры взялись за веб-разработку по аутсорсу для иностранных клиентов, но вскоре поняли, что это не перспективно: «У нас не оставалось никаких интеллектуальных прав на наши разработки. Выходит, работаешь, условно, за еду. Скучно», — объясняет Рыжиков, которому хотелось не продавать услугу, а создавать целостный IT-продукт.

Молодой российский интернет-рынок тогда стремительно развивался. В 1998 году число пользователей Рунета достигло почти 1 млн человек, открылся первый интернет-магазин Ozon и Mail.ru. Через год появилась первая ежедневная интернет-газета «Газета.ру». А уже в 2000 году, по данным «Яндекса», количество сайтов в Рунете выросло по сравнению с 1999-м более чем в три раза.

Рыжиков и его команда поймали волну начала нулевых. «Большинство использовало «самописный» софт, а мы предложили универсальное решение по управлению контентом на сайте (CMS)», — рассказывает предприниматель. Первый успешный тиражный проект «Битрикс. Управление сайтом» вышел в 2003 году. С помощью программы любой пользователь мог создать интернет-магазин, корпоративный сайт или новостной портал. Инвестиции в тиражный «Битрикс. Управление сайтом» Рыжиков никогда не считал (по сути, это только зарплата сотрудников), но за несколько месяцев он набрал 300 партнеров в лице веб-студий, и проект вышел на окупаемость.

 

Тогда же Рыжиков определил для компании бизнес-модель: чтобы масштабировать бизнес, нужно привлечь много студий веб-разработки, которые будут внедрять «Битрикс» на сайты конечных заказчиков. Взамен Рыжиков отдавал веб-разработчикам крупные контракты, которые стекались к нему. «Условие было только одно — сайт должен быть сделан на «Битриксе», — говорит он. Компания зарабатывала на продаже партнерам лицензий стоимостью $1000, за полцены. Таким образом, сколько бы ни стоил контракт, даже $10 000, «Битрикс» получал порядка $500. «Все удивлялись, в чем же наша выгода, а мы отвечали: в масштабе!» — говорит Рыжиков.

Эта стратегия позволила «Битриксу» конкурировать с крупнейшими бесплатными CMS (WordPress, Joomla, Drupal). «Битрикс» — это решение для крупного бизнеса уровня IBM и конструктор WordPress для домохозяек в одном флаконе», — говорит Владимир Синельников, управляющий партнер агентства Aero. По его словам, специфика компании — в универсальном продукте, который охватывает практически все сегменты: от сайтов за 10 000 рублей до проектов стоимостью десятки миллионов.

Не сделка, а союз

В 2006-м число партнеров «Битрикса» перевалило за тысячу. Компании удавалось сохранять троекратный темп роста, по итогам года выручка достигла почти $1 млн. На «Битриксе» запустили сайты крупнейшие офлайн-игроки, которые активно выводили бизнес в интернет: «Эльдорадо», «Ростелеком», Independent Media, «Аргументы и факты». К запуску онлайн-площадки магазин «Эльдорадо» подтолкнуло наличие сайтов конкурентов — «М.Видео» и «Техносилы» — и рост российской интернет-аудитории. К 2006 году сайт ретейлера посещало около 30 000 человек в день, которых нужно было трансформировать в деньги. «С «Битриксом» мы открыли первый сайт более 10 лет назад. Решение позволяет быстро поставить на ноги интернет-магазин и наращивать новый функционал», — комментируют в пресс-службе «Эльдорадо».

Чтобы продвигаться на рынке, в начале 2006-го «Битрикс» прошел сертификацию у «1С» Бориса Нуралиева — крупнейшей российской софтверной компании и одной из ведущих в области системы управления ресурсами (Enterprise Resource Planning, ERP). На тот момент, по данным исследования IDC, она занимала 9,7% на российском рынке ERP, а в 2011-м ее доля составила более трети. «Создавая интернет-магазин, мы чаще всего сталкивались с запросом клиента на интеграцию с софтом «1С», — вспоминает Рыжиков. Около года «Битрикс» продавал свои IT-решения через канал «1С:Дистрибьюция», и Рыжиков предложил Нуралиеву «сотрудничать более плотно» — интегрировать две программы.

В конце 2006 года Рыжиков впервые встретился с Нуралиевым в Москве, и оказалось, что у компаний много общего: бизнес-модели, партнерские сети, планы на будущее. «Инициатива интегрировать наш продукт с «1С» исходила от нас. Мы считали, нужно создавать сильный союз, от которого выгоду получат обе стороны», — говорит Рыжиков. По словам Нуралиева, к середине 2000-х многим предприятиям-клиентам понадобилась не только система автоматизации бизнеса, но и сайт. «Мы выбрали передовую технологическую платформу построения сайтов, готовую соответствовать принятой «1С» модели работы через сеть внедренческих организаций», — объясняет он.

 

Оба предпринимателя были уверены, что ERP будет тесно связана с интернет-магазинами. Нуралиев подтверждает, что возможность предложить клиентам сайты, хорошо интегрированные с ERP-системами, была и остается важной в сотрудничестве.

Никакого контроля

По словам Рыжикова, ему удалось быстро договориться с Нуралиевым, хотя они и не сразу «совпали по структуре приобретения». Детали предприниматель не раскрывает. В апреле 2007 года появилось совместное предприятие (СП) «1С-Битрикс», где по 50% принадлежит ООО «1С» и ООО «Битрикс». В 2011 году Рыжиков рассказал в одном из интервью, что вместе с партнерами (четыре человека) предоставил учрежденному СП право продавать на территории СНГ лицензии на продукт «Битрикс», а Нуралиев внес деньги.

Ни участники СП, ни внешние игроки рынка не комментируют условия и сумму сделки, хотя и отмечают ее «нетипичность». Как правило, «1С» покупает контрольный пакет акций у партнеров (у компании около 200 совместных предприятий). Примеры таких приобретений — amoCRM, UMI.CMS, «Мегаплан», SmartWay, где «1С» принадлежит 51%. Так было и в случае с сервисом управления торговлей и складом «МойСклад», в котором Нуралиев приобрел контроль в 2011 году. Формат «совместное предприятие» — это, по сути, стратегические инвестиции, говорит основатель и совладелец сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. «Сделка происходила в обмен на инвестиции «1С», — объясняет он. — Нам эти деньги тогда очень помогли, хотя поначалу и были опасения, что инвестор будет влезать в управление. На практике этого не произошло».

По словам Рахимбердиева, в «1С» всегда тщательно проводят аудит перед покупкой и предлагают цену исходя из оборота и прибыльности компании. «Они действуют с позиции здравого смысла, а не формального занудного процесса, как фонды», — говорит он. Борис Нуралиев всегда подчеркивает роль основателей, с которыми организует совместное предприятие: «У партнеров остается практически половина собственности и оперативное управление, поэтому они продолжают развивать бизнес энергично, заботливо, с дальним прицелом — как свой родной».

 

В случае с «Битриксом» ситуация выглядела иначе, считает источник, близкий к сделке. По его словам, для Рыжикова было важно сохранить половину бизнеса — с интеллектуальными правами в Калининграде. При этом очевидно, что «1С-Битрикс» был нужен обоим, считает Феликс Мучник, гендиректор SoftKey. «Они помогают друг другу на территории России, — говорит он. — «Битрикс» разрабатывает продукт и через веб-студии дополнительно рассказывает о возможности интеграции с «1С». А франчайзинговая сеть «1С» распространяет сам продукт или как минимум знание о нем».

За 10 лет с момента создания совместного предприятия к «Битриксу» пришло около 600 партнеров, которые давно работали с «1С». Собственная партнерская база «Битрикса» насчитывает 15 000 компаний-партнеров, а на его платформе работает более 150 000 сайтов и 30 000 интернет-магазинов, это более половины коммерческих сайтов Рунета, по данным РАЭК. На фоне этих цифр несколько сотен не так уж и много, зато есть крупные типа «Первый бит», «Рарус», так что Рыжиков результатом доволен. Кроме того, оправдался прогноз обоих. Сегодня у всех крупных ERP-систем есть серьезные промышленные платформы для e-commerce. Вслед за «1С-Битрикс» в 2010 году американская Oracle купила разработчика сайтов ATG за $1 млрд, а в 2013-м немецкая SAP — Hybris.

В 2011 году в одном телеинтервью Сергей Рыжиков рассказывал, что темпы роста СП «1С-Битрикс» составляют 37–45%, прибыльность — 25–30%. «В начале года мы всегда инвестируем в новые направления, но конец завершаем с прибылью, которую распределяем между акционерами», — рассказывал тогда он. По данным СПАРК, первый полный год работы «1С-Битрикс» завершил с выручкой около 84 млн рублей. Спустя четыре года, в 2012-м, было уже 300 млн, а в 2016-м — 925,5 млн рублей. По подсчетам Forbes, прибыльность предприятия не вышла из диапазона 25–30%. «Все расходы, которые «1С» сделала за эти 10 лет, полностью вернулись и неоднократно», — заверяет Рыжиков.

Заоблачный отрыв

Дважды в год в офисе «Битрикса» проходят стратегические сессии, где собираются все топ-менеджеры. На одной из сессий в 2010 году они вывели простой и сейчас уже логичный тезис: в будущем все компании будут работать через интернет и решать задачи из любой точки мира с телефона или компьютера.

 

В 2010 году помимо программных продуктов Рыжиков взялся за создание облачного сервиса «Битрикс24», на разработку которого ушел год. Предприниматель ассоциирует проект с запуском ракеты в космос, и даже датой релиза было выбрано 12 апреля 2012 года — День космонавтики. «В первый день было столько запросов на регистрацию, что сайт не справился и упал. Пришлось чинить», — вспоминает Рыжиков. Через месяц первый отечественный cloud-сервис получил премию «Облачный старт года» от жюри международной IT-конференции Cloudconf.

Проект появился сразу на трех языках, русском, английском и немецком, и был задуман как комплекс решений, которые помогут полностью перенести бизнес и операционные процессы в онлайн. Объединив широкий функционал в одном продукте, «Битрикс» смог конкурировать с российскими «Мегапланом» и amoCRM, а также зарубежными BaseCamp и Salesforce. Решение включает корпоративное общение между сотрудниками компаний-клиентов, задачи и проекты, CRM (Customer Relationship Management), общение с клиентами (соцсети и мессенджеры), конструктор сайтов и интернет-магазинов.

В момент запуска «Битрикс24» весной 2012 года компания «1С» объявила о покупке другого облачного сервиса — «Мегаплан». «Проект уже пять лет работал на рынке, но на наш запуск это никак не повлияло», — говорит Рыжиков. Спустя несколько лет Нуралиев получил контроль и в amoCRM. Рахимбердиев считает, что бизнес-логика в этом есть: «Каждый из них покрывает разные сегменты, хотя «Битрикс24» дороже, сложнее и дает крупным клиентам больше возможностей». Борис Нуралиев не планирует объединять сервисы: «Ведь тогда потеряется наша идея развития силами инициативных предпринимателей».

Рыжиков рассчитывал, что «Битрикс24» выйдет на окупаемость через два года, но получилось быстрее, а к концу 2014-го пришла первая прибыль. Предприниматель объясняет успех правильной стратегией. Малый бизнес привлекла бесплатная версия, более крупный — фиксированная цена за установку $100–200. «На Западе плату берут за каждого пользователя, а мы предложили тариф, не привязанный к числу сотрудников», — объясняет Рыжиков.

 

Сегодня платформой «Битрикс24» пользуется около 3 млн компаний от Мехико до Шанхая, она входит в число лучших CRM планеты по версии PC Magazine. На территории России и стран СНГ «Битрикс24» продается через «1С-Битрикс». С 2016 года доход на этих рынках сравнялся с доходом на международных рынках — 50 на 50. Среди пользователей «Битрикс24» по всему миру — аббатство в Германии, правительство Зимбабве, полиция Сьерра-Леоне.

Успех калининградского «Битрикса», похоже, не мешает «1С». «Нуралиева всегда в большей степени интересовали Россия и СНГ, чем Европа и США, — рассуждает Феликс Мучник. — А Рыжиков имеет  возможность экспериментировать за рубежом, не рискуя российским бизнесом».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+