К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кроссфит мозга: несколько упражнений для прокачки креативности


Креативность подобна мышце, которая может быть накачанной и сильной, а может быть дряблой и слабой, если ею не заниматься. Один из способов прокачать ее — насмотренность, пишет Игорь Намаконов в своей книге «Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач» издательства «Альпина Паблишер»

В кроссфите мозга, как и в кроссфите традиционном, есть три базовых тренировочных комплекса упражнений, определяющих формирование плана развивающих занятий.

— Кардио

— Интенсивность

 

— Сила

Насмотренность, метод и оценка — это кардио, интенсивность и сила в кроссфите мозга. Насмотренность повышает выносливость при генерации новых соединений элементов.

 

...

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, определил два базовых действия, влияющих на развитие ребенка до 5 лет, — общение с родителями и впечатления.

Метод активного участия в этом процессе для детей — копирование: смотреть, к примеру, на родителей и делать как они.

 

Дети вырастают и становятся взрослыми, а способ развития не меняется. Просто мы копируем уже не столь активно. Но так же смотрим по сторонам, а затем и осознанно, и неосознанно привносим увиденное в свою жизнь. Результат этой деятельности называется насмотренностью.

Фотографы и дизайнеры используют насмотренность осознанно: для формирования вкуса, для выработки референсной базы/каталога вспомогательных образов, для провоцирования творческого процесса.

Просмотр дайджестов с лучшими работами за год, изучение творчества признанных авторов очень помогают быстрее начать что-либо делать самому.

Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие воруют». Воровать, по Пикассо, значит осознанно накачивать себя чужими образами до предела, до состояния, когда придумывание включается автоматически и, как в пробирке с множеством веществ, запускается химическая реакция, последствия которой необратимы, то есть идее — быть.

...

 

Креативность — это умение соединять уже известные элементы уникальным образом. По этой причине именно насмотренность служит определяющим фактором развития креативности. Чем больше разнообразных элементов хранится в вашей голове, тем больше вероятность того, что вы предрасположены к генерации идей. Даже если не владеете методами эффективного соединения элементов.

Прослушивание музыки, путешествия, чтение книг, просмотр разнообразных фильмов, общение с новыми людьми, посещение выставок и театров развивает вашу насмотренность.

Цель насмотренности — открытие.

Для современного горожанина это довольно сложная задача — стремиться к открытиям в потоке входящих образов, поскольку объем получаемой информации чрезвычайно велик. Осознайте: один выпуск современной газеты «Ведомости» содержит больше информации, чем рядовой горожанин в XVII веке получал за всю свою жизнь. А с учетом того, что поток информации ежегодно увеличивается в два раза, становится еще сложнее перейти с уровня простого приемника на уровень расшифровщика. Тем не менее совершать открытия нужно, и, чтобы это начало происходить, важно учиться управлять собственным вниманием.

 

Есть три условия, при которых эта способность развивается:

1. Делайте правильный выбор.

2. Работайте с гиперссылками.

3. Картируйте образы и данные.

 

Рассмотрим каждое в отдельности.

1) Делайте правильный выбор

Политика, реклама, СМИ, а с некоторых пор и искусство. В современном мире это, в первую очередь, каналы агитации. В то же самое время это и каналы, по которым в вашу голову текут образы и смыслы. Можно сказать, путепровод насмотренности. Чтобы защититься от агитации, начать регулировать свой выбор и стимулировать развитие оригинального каталога образов, нужно начать беспристрастное осмысление входящего потока. Ключевым инструментом осмысления является задавание правильных вопросов.

Один из самых простых и доступных методов задавания вопросов — «7 «почему?«». Возьмите любую тему из топ-новостей «Яндекса», высказывание политика, событие или принт с Adsoftheworld.com и примените к нему «7 «почему?«». Вы поймете, как поверхностны наше традиционное восприятие и контакт с образами. Принятие и непринятие часто носят импульсивный или спонтанный характер, основанный на субъективной реакции. Как только мы проводим разбор, мы получаем возможность дойти до аргументов, причин возникновения и референсной базы автора — это позволяет лучше понять цели автора и сделать объективный вывод.

Еще одно правило для формирования правильного выбора — смотреть на то, что превосходит наш уровень вкуса. Чтобы определить, что соответствует этому правилу, нужно обращаться к общепризнанным образцам в своих категориях. Как правило, их можно выявить через чтение критики, советы авторитетов (например, «Учебный план из 206 фильмов от Стивена Спилберга» или «68 книг, которые рекомендует прочитать Герман Греф»), рейтинги профессиональных сообществ и др.

 

2) Работайте с гиперссылками

«Цель оправдывает средства» — все знают это знаменитое изречение, но не все знают, что это только половина цитаты Игнатия де Лойолы, основателя общества иезуитов, католического святого XVI века, ставшего прообразом Дон Кихота. Целиком оно звучит так: «Цель оправдывает средства, если цель — спасение души».

Как сильно меняются контекст и понимание смысла, не правда ли? Этот пример я привел для того, чтобы побудить вас сомневаться в том, что вас окружает.

Найденные или подобранные образы и смыслы требуют разбора, погружения. Особенно если речь идет о сложном материале.

Успешным разбор можно назвать в том случае, если человеку удается овладеть тем смыслом, который хотел передать автор. Чтобы лучше понять Фарадея и Эйнштейна, нужно читать Ньютона и Галилея. Чтобы лучше понять Ньютона и Галилея, нужно читать Евклида. Чтобы лучше понять Кандинского, нужно познакомиться со Скрябиным, оперой Вагнера «Лоэнгрин» и картиной Моне «Стог сена».

 

Гиперссылка — это прямые и косвенные связи найденного образа с другими образами и авторами, повлиявшими на его формирование. Работа с гиперссылками требует времени и внимательности, но ведет к расширению понимания и дает новый материал для развития насмотренности. Ключевой инструмент при работе с гиперссылками — выделение ключевых слов.

3) Картируйте образы и данные

Если изобразить найденные образы и связанные с ними гиперссылки, получившаяся картинка может выглядеть как молекула, фрактальная матрица или паутина после дождя с раскиданными по всей поверхности капельками воды. Эти ассоциации дают представление о структуре карты образа, которую следует делать во время или после исследования образа, факта и подбора гиперссылок.

Такие карты можно делать онлайн в MindMap или рисовать в отведенном для этого блокноте. Главное — фиксировать свои мысли, иначе поток информации смоет из памяти впечатления и тезисы. Метод работы очень прост: в центр ставится исходный образ или факт, от которого идут лучи к связанным с ним новым образам и фактам. В каждом пункте фиксируется основная мысль. Расширять карту можно настолько, насколько хватает желания и терпения.

Брейнхак Незаписанная идея — потерянная идея. Запись приходящих к вам идей позволяет разгружать память и повышает пропускную способность персонального идеепровода. Поэтому заведите дневник вдохновений и переживаний, делайте текстовые и аудиозаписи на своем смартфоне. Кое-что вы, конечно, сможете отмечать на полях книги и в предложенных таблицах, но, учитывая непредсказуемость размера потока ваших идей, выгодно иметь отдельное для них хранилище. Все записанное гарантированно станет креативным капиталом будущих начинаний.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+