«Большой брат» против лодырей и диверсантов: как выявить сотрудников, вредящих бизнесу
Присмотритесь внимательно: не пригрели ли вы на корпоративной груди лодыря, диверсанта или злодея. Обычно они довольно ловко мимикрируют под высокопроизводительных сотрудников, но при этом наносят компании серьезный финансовый и репутационный ущерб.
Ученые из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что, нанимая действительно эффективных, а не «токсичных» сотрудников, компания может сэкономить около 12 500 долларов в год как минимум. Кроме того, сегодня с помощью специального ПО удалось выявить следующее: офисный сотрудник тратит на выполнение прямых обязанностей в среднем всего 38% рабочего времени. В крупных компаниях работники срывают дедлайны почти у половины задач, а на малых предприятиях этот показатель выше в полтора раза. Как не дать волю собственным эмоциям и выявить работников, вредных для бизнеса?
Лодыри
Сотрудник в очередной раз провалил дедлайн и не выполнил задания, ссылаясь на большую загруженность. Однако при ближайшем рассмотрении перед нами оказался не сверхзанятой человек, а классический лодырь. Он проводит большое количество рабочего времени в социальных сетях (претензия может быть снята, пожалуй, только в случае с SMM-специалистом), часто занят выбором новинок на AliExpress или просмотром фильмов на YouTube.
На одной из подмосковных мебельных фабрик для руководителя торгового подразделения стало недоброй традицией срывать выполнение задач. Все это преподносилось под благовидным предлогом: занят на выставке, переговоры с потенциальными заказчиками. В ответ на требование написать отчет о проделанной за неделю работе пришла отписка с рассказом о процессах, а не результатах, что говорило о низкой эффективности. Инструментальный контроль подтвердил догадки: никакая реальная работа сотрудником не проводилась. С человеком пришлось расстаться, а сменивший его топ-менеджер в дальнейшем увеличил продажи на 10%.
Как выявить? Контролировать занятость. Для учета рабочего времени есть софт, который анализирует, какие приложения использовал работник, периодически делает фотографии сотрудника с веб-камеры и скриншоты его экрана. Также существуют специальные сервисы, позволяющие контролировать удаленных сотрудников. Они через смартфон отслеживают передвижения работников, их геолокацию, способны проанализировать разговоры и используемые приложения.
Что делать? Тот, кто не способен выполнять работу качественно и в срок, не всегда лодырь. Об этом необходимо помнить. Возможно, сотрудник просто «расслабился», устал или потерял интерес к делу, и с ним достаточно будет провести воспитательную беседу с глазу на глаз. Вооружившись статистическими данными, руководитель может сказать: «Я не стою у вас за спиной, но есть объективные показатели, которые показывают, что 40% рабочего времени вы потратили на покупки в интернете. Мы платим вам не за это».
Наличие объективных показателей может стать серьезным доказательством того, что поведение сотрудника не соответствует требованиям, предъявляемым к его должности, — а это значит, что в дальнейшем уволить его будет намного проще.
Диверсанты
Диверсанты отлично справляются со своими обязанностями, но постоянно срывают рабочие процессы и дестабилизируют коллег. Это они зовут окружающих на перекур каждые 15 минут и громко обсуждают последние новости в опенспейсе. Зачастую их амплуа — шут, но последствия их выходок далеко не шутливые. Коллеги после проделок диверсантов так и не могут войти в рабочий ритм или того хуже — становятся объектами нападок и откровенных насмешек своих товарищей.
От действий диверсантов страдают и клиенты, и партнеры. Пример из нашего опыта: одна компания внезапно потеряла важного стратегического партнера. Только через много месяцев во время спонтанного откровенного разговора владельцев выяснилось, что один из менеджеров в деловых письмах позволял себе сначала недвусмысленные намеки в адрес девушки, возглавляющей компанию-партнера, а затем перешел к прямым угрозам.
Этот пример, конечно, редкий. Классический кейс в данном случае — хамское обращение с клиентами и рядовыми сотрудниками партнеров, которое чаще всего проявляется в использовании обсценной лексики.
Как выявить? Если возникают подозрения в диверсии, нужно детально проанализировать все виды коммуникации сотрудника с помощью специального ПО. Для более полной информации необходимо оценить сотрудника методом 360, анонимно собрав мнения коллег из разных отделов, которые позволят сформировать полный портрет работника, что особенно актуально для крупных компаний, где трудно уследить за всем штатом. Также можно использовать западный метод — так называемое открытое интервьюирование работников.
Что делать? В случае если для бизнеса именно этот сотрудник очень важен, то можно начать с профилактической беседы и штрафных санкций. С помощью автоматизированных инструментов можно легко купировать отклонение от делового стиля в переписке и частую коммуникацию с другими сотрудниками по личным вопросам. Однако в большинстве случаев увольнение диверсанта позволяет всем остальным вздохнуть свободно и достигать больших результатов.
Злодеи
Злодеи — любители поживиться за чужой счет, в том числе за счет компании, в которой и так получают вознаграждение. Чаще всего злодеи работают в отделах закупок или продаж. В первом случае они за откаты выбирают поставщиков. Классическим можно считать пример из нашей собственной практики: специалист по закупкам строительной компании накануне тендера заранее договаривался с одним из его участников, проводил того через все конкурсные процедуры к заключению контракта и получал с этого хороший процент.
Если злодей работает в отделе продаж, то он может сливать клиентов конкурентам или иметь собственный бизнес, работающий с той же готовой базой потребителей.
Иногда слив корпоративной информации проводится с целью подорвать бизнес; есть группа злодеев, которые не гнушаются шантажом.
Как выявить? Определить злодея в компании поможет интервьюирование всех сотрудников, а также использование различных технических средств — от мониторинга рабочего места до установки видеонаблюдения. Это поможет избежать финансовых убытков и серьезных нарушений в бизнес-процессах. Зачастую люди, планирующие нанести организации, в которой работают, серьезный вред, никак не выдают себя внешне. Единственное — при внимательном рассмотрении поведения злодея в формате случайных проверок можно заметить некую нервозность в общении или даже озлобленность. Большинство внутренних атак совершается такими сотрудниками в минуты, когда все его коллеги заняты другими делами.
Что делать? С двумя первыми категориями еще может работать HR, направляя их деятельную энергию в нужное компании русло. Злодеям (или тем, кто только подозревается в подрыве деятельности компании) ни в коем случае нельзя предоставлять удаленный доступ к корпоративной сети — они способны вывести ее из строя. Тех, кто готов пойти на преступления, нужно увольнять — и как можно скорее.
Особняком в категории злодеев стоят вражеские агенты. Они устраиваются на работу, для которой явно сверхквалифицированны, соглашаясь на небольшую для их уровня зарплату. Агенты прилежно выполняют свои обязанности, но все это время действуют в интересах третьих лиц — передают критически важную информацию о бизнесе. Настороженность руководителя должно вызвать в первую очередь желание сотрудника вникнуть в бизнес-механизмы, находящиеся за пределами его обязанностей. Также еще одной причиной для сомнений могут оказаться непонятные контакты из корпоративного периметра, с которым обычно человек этой должности никак не пересекается, и передача служебной информации.
Какой вывод можно сделать? Новый год руководителю лучше встречать с пониманием того, насколько каждый сотрудник соответствует целям бизнеса. Главное здесь — не отдавать все на откуп HR-специалистам, принимать участие в жизни компании и ее сотрудников, как бы банально это ни звучало. Кроме того, всегда полезно анализировать атмосферу, царящую внутри компании, узнавать мнения сотрудников о происходящих событиях, спрашивать их о том, что они думают о новых корпоративных инициативах. Такое поведение поможет не только расположить работника к компании, но и избежать его превращения в одну из «токсичных» категорий сотрудников, перечисленных выше.