К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бои без правил. Почему российские стартапы прогорают

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Развивать стартап в России — все равно, что играть в игру, правила которой придумали для другого района, других игроков с другими фишками

Венчурный бизнес в России устроен сложнее, чем в Кремниевой долине: рынки небольшие по объему, инфраструктура для стартапов слабо развита, сложно найти и привлечь ангельских и институциональных инвесторов. Поэтому в отечественных реалиях венчурный бизнес, как правило, призвание смелых и талантливых самородков.

Дорога к успеху в бизнесе никогда не бывает без ухабов. Однако, зная грабли, на которые чаще всего наступают российские стартаперы, вы сможете прибыть на место назначения гораздо быстрее. После создания простейшего работающего прототипа продукта (MVP) и даже после привлечения первых инвесторов вас все еще ожидают сюрпризы.

Проблема 1: Денег нет

Первая проблема, с которой сталкивается российский стартапер — поиск инвестиций. Причина понятна: объем средств для стартапов в России кардинально отличается от ситуации в США. В то время как в Штатах ежегодно инвестируется более $71,8 млрд, а в Европе — около $13 млрд, в России эта сумма составляет порядка $200 млн (все данные за 2016 год). При этом профессиональные инвесторы из России также смотрят в сторону стартапов из США, поэтому в реальности до местных предпринимателей доходит еще меньше денег.

 

Правильный подход: фокусировать бизнес на создание выручки на европейском и американском рынках и, прежде всего, искать инвестиции у международных инвесторов.

Проблема 2: Большие ожидания

Получив от венчурного фонда первые деньги, стартапер думает, что буквально через полгода выйдет в чистую прибыль и перестает искать новые источники финансирования. К сожалению, обычно все происходит не так, как хочется — полученные деньги быстро расходуются, а выручка растет медленно. В итоге бизнес буксует, а инвесторы остаются недовольны.

 

Правильный подход: вести процесс фандрайзинга непрерывно. Как только вы нашли первые деньги, ищите вторые и третьи. И не торопитесь вкладывать привлеченные средства в аренду респектабельного офиса и новые компьютеры, подготовьте продуманный план, какие инвестиции помогут росту компании. Лучшие вложения — в разработку самого продукта и выход на новые рынки.

Проблема 3: Ссора с бизнес-партнером

Так как основатели стартапа, как правило, люди молодые и амбициозные, его развитие напоминает историю отношений молодой пары: решения зачастую принимаются под влиянием эмоций, а не опыта, мелочи воспринимаются слишком серьезно и могут стать поводом для ссоры. Большие амбиции мешают принимать взвешенные решения и договариваться.

Правильный подход: обсудите нюансы ведения совместного бизнеса и варианты выхода из возможных кризисов «на берегу»: распределение обязанностей и прибыли, действия в случае ухода одного из партнеров, шаги по разрешению спорных ситуаций — даже если кажется, что такие события с вами никогда не произойдут. Лучше делать бизнес с партнерами, с которыми вы уже пару лет проработали на совместных проектах.

 

Проблема 4: Излишний перфекционизм

Многие стартаперы не идут к инвесторам, так как каждый раз считают, что их продукт недостаточно готов: они нанимают дорогих программистов, экспериментируют с различными вариантами дизайна, добавляют новый функционал и какие-то второстепенные опции. Этот подход ошибочен по нескольким причинам. Во-первых, за то время, пока вы поправляете «вишенки на торте», другой стартап успеет представить проект c такой же идеей инвесторам и обогнать вас. Во-вторых, пока вы не получите своих первых пользователей, вы не сможете качественно понять реальные потребности аудитории и увидеть конверсию.

Правильный подход: не бойтесь выходить на рынок с минимальным жизнеспособным продуктом, это позволит вам проверить, работает ли ваша бизнес-гипотеза, какие функции можно доработать, а какие — убрать. Иногда после такой проверки появляется понимание, что продукт в целом не будет востребован и нужно сворачивать проект. MVP помогает сохранить деньги, чтобы инвестировать их во что-то действительно полезное.

Проблема 5: Бизнеса нет, а бизнес-план должен быть

В России венчурный инвестор просит написать бизнес-план на раннем этапе инвестиций, когда у предпринимателя есть только хорошая идея или первая версия продукта, но нет истории продаж, нет средств, чтобы нанять хорошую команду, а до чистой прибыли ждать еще несколько лет.

Правильный подход: не стоит пытаться тратить время на то, чтобы разобраться в вопросе самостоятельно, лучше обратитесь за советом к человеку, работавшему в одном из фондов или акселераторе, за помощью.

Проблема 6: Основатель не выдержал

Отсутствие выручки на первых этапах развития бизнеса — серьезное испытание для нервов команды и фаундера. Ситуация, когда у стартапера не хватает выдержки, сил и здоровья для своего бизнеса, встречается сплошь и рядом. Построить бизнес — не проще, чем построить собственный дом. Большая часть предпринимателей сдается после первых неудач, более устойчивые держатся полгода или год, и лишь немногие идут к своей цели до последнего и превращают ошибки в ценный опыт.

 

Правильный подход: ищите менторов и наставников среди тех, кто уже прошел путь к успешному бизнесу. Научитесь не только слушать, что вам говорят, но и слышать. Не пренебрегайте занятиями спортом, они помогут снизить уровень стресса, найдите хорошего психолога.

Проблема 7: Незнание законодательной базы

На начальной стадии фаундер нередко берет на себя сразу несколько ролей, например, бухгалтера, маркетолога, разработчика и даже юриста. И вот, столкнувшись с профессиональным инвестором, он начинает постигать все тонкости законодательства, в том числе международного, оформления сделок. Однако далеко не у всех это получается, риск не понять инвестора и потерять хорошего партнера в данном случае слишком велик.

Правильный подход: ищите юриста с опытом ведения венчурных сделок задолго до того, как он вам потребуется.

Проблема 8: Долгий процесс выхода на международный рынок

Большинство бизнес-идей сегодня могут быть прибыльными только при международном масштабировании, рынка одной страны может не хватить. В процессе выхода на новый рынок будьте готовы к тому, что интеграция в международную банковскую систему потребует времени: может пройти 2-4 месяца до тех пор, пока не появится возможность осуществлять международные транзакции.

 

Правильный подход: изучайте международные нормы заранее и запасайтесь терпением.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+