К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Полный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом»

Фото Федора Телкова для Forbes
Фото Федора Телкова для Forbes
Разработчики приложения, с помощью которого можно оплатить бензин, не выходя из машины, сравнивают себя с Uber

Из окна придорожной заправки Артему Скворцову открылась любопытная картина. Девушка в белоснежных шубке и сапогах пробиралась через лужи к кассе АЗС. «А пока она шла обратно от кассы до своего «мерседеса», я уже перебирал идеи, как можно заправлять автомобиль, не выходя из авто», — вспоминает сооснователь проекта Benzuber айтишник Артем Скворцов.

Мобильное приложение для оплаты бензина на АЗС он запустил в марте 2017 года, летом к Benzuber было подключено более 250 частных автозаправочных станций. За первые несколько месяцев выручка проекта Скворцова и его партнера Дениса Лужецкого составила около 5 млн рублей.

Окончив Уральский государственный технический университет в 2000 году, екатеринбуржец Скворцов устроился в компанию «Скон», торгующую топливом. В крупную фирму-конкурента его не взяли — у молодого специалиста не было отсрочки от армии, и работодатель решил не рисковать. Но cооснователю «Скона» Денису Лужецкому Скворцов понравился. «У нас была сеть из 10 заправок, нужно было наращивать продажи топлива и установить четкий контроль за платежами на АЗС», — рассказывает Лужецкий. Вместе со Скворцовым они начали внедрять новую систему — электронные смарт-карты для корпоративных клиентов.

 

К 2004 году в «Сконе» столкнулись с проблемой — число земельных участков необходимой для традиционных заправок площади в Екатеринбурге стало сокращаться, земли не хватало для развития сети. Тогда в компании решили открывать небольшие и полностью автоматизированные автозаправочные станции без персонала и касс. Скворцов разработал IT-систему для автоматического управления и удаленного контроля АЗС. Параллельно «Скон» продолжал развивать традиционные заправки и в 2011 году продал сеть из 25 АЗС под брендом Ergo «Башнефти» за $39 млн.

После сделки Скворцов, который к тому моменту уже возглавлял IT-направление «Скона», перешел работать в екатеринбургский филиал «Башнефти».

 

«Там я впервые задумался о приложении, с помощью которого можно оплачивать бензин в несколько касаний», — рассказывает Скворцов. Он поделился своей идеей с начальством, но, по его словам, у корпорации в то время были другие задачи и приоритеты.

В конце 2015 года Артем Скворцов уволился из «Башнефти». Он предложил Денису Лужецкому реализовать сервис для оплаты бензина по аналогии c Uber. «Как приложения для заказа такси заменили живого диспетчера, так и Benzuber должен был стать онлайн-кассиром на АЗС», — поясняет Скворцов.

Лужецкому идея понравилась: конкурировать с другими сетями по цене топлива «Скон» уже не мог, поэтому решили привлекать клиентов скоростью обслуживания на заправках — оплата через новый мобильный сервис занимала считаные секунды. По замыслу Скворцова, клиент подъезжал к бензоколонке, набирал бесплатный номер телефона «8-800» и устно формулировал заказ, который должен был распознать робот. Оплата проходила через карту, заранее привязанную к аккаунту клиента на сайте сервиса.

 

Поначалу Скворцов планировал охватить владельцев всех мобильных телефонов, а не только смартфонов. Но первая попытка настроить сервис по телефону оказалась неудачной. «Движок для распознавания голоса взяли у «Яндекса» и даже договорились с региональным банком для проведения платежей. Но тестирование на фокус-группе показало, что алгоритм неудобный», — рассказывает создатель Benzuber.

Тогда решено было сделать мобильное приложение. На создание прототипа ушло полгода: в декабре 2016 года Benzuber заработал через браузер, а к марту 2017-го создатели выпустили приложение для смартфонов на iOS и Android. Суммарные инвестиции в проект составили 10 млн рублей.

Фактически Benzuber стал посредником между сетью АЗС и розничным покупателем, решая сразу две задачи. У автомобилистов появилась возможность не покидать салон машины надолго — сразу оплатить топливо со смартфона, а потом самостоятельно заправить автомобиль. Владельцы традиционных АЗС, благодаря приложению, смогли существенно экономить на обслуживании станции и зарплатах персонала — установка платежного терминала около каждой колонки стоит от 850 000 рублей. Смартфон с приложением Benzuber, которое работает через платежный шлюз Сбербанка, заменяет терминал самообслуживания. Банковская карта клиента привязана к приложению, и после успешного снятия денежных средств Benzuber передает запрос на бензоколонку.

Похожее мобильное приложение для клиентов сети АЗС развивает и «Газпром нефть». Сейчас команда программистов работает над внедрением таких функций, как виртуальная карта, заказ и оплата топлива на станции с помощью мобильного телефона. «Мы внедряем сервис, в составе которого будет и решение, аналогичное тому, что предлагает сейчас Benzuber, но это будет лишь одна из многих доступных нашим клиентам возможностей», — отмечают в пресс-службе компании.

Для владельцев автомобилей приложение Benzuber бесплатно. Проект Скворцова зарабатывает за счет дисконта на топливо в размере до 3,5%, который предоставляют АЗС-партнеры. Рязанская сеть АЗС «Импульс» стала одной из первых, кто подключился к приложению. Со «Сконом» она работает с конца 2015 года, с его помощью открыла пять автоматизированных АЗС в городе. «Мы всегда стараемся быть в тренде, поэтому, когда узнали о запуске Benzuber, решили протестировать у себя», — говорит управляющий партнер «Импульса» Евгений Бородин. По его словам, сначала думали, что пользоваться Benzuber будут только молодежь и автоледи, но приложение оказалось крайне полезным и для маломобильных групп населения, для которых посадки-высадки из автомобиля затруднителен, в том числе и пенсионеров.

 

Автозаправочные станции подключаются к транзакционной инфраструктуре Benzuber быстро и бесплатно. В «Импульсе» говорят, что процесс подключения для одной станции занимает около 15 минут. «Benzuber предоставляет специальные программные ключи, которые АЗС встраивает в свою систему управления станцией», — поясняет Сергей Ткаченко, руководитель IT-отдела «Импульса». Каждой станции присваиваются уникальный идентификационный номер и пароль, и после синхронизации она автоматически появляется на карте в приложении.

Сейчас с Benzuber работает более двух сотен автозаправочных станций в Омске, Якутске, Чебоксарах, Пензе, Нижнем Тагиле. Число АЗС постоянно растет. Подписан договор с крупной сетью из Петербурга (100 заправок). Скворцов рассчитывает на активный рост числа партнеров с сентября по декабрь 2017 года, когда подключатся сети, насчитывающие от 30 до 150 АЗС. До конца года должно быть 1600 заправок, уверяет Скворцов. «Интеграция в уже существующую систему управления АЗС позволяет быстро масштабировать продукт», — говорит он.

Летом стартовал пилотный проект с немецким партнером DKV Euro Service, который обслуживает корпоративных клиентов (грузовой и пассажирский транспорт) на 65 000 АЗС в Европе. По словам Скворцова, технология оплаты «не выходя из автомобиля», предлагаемая Benzuber, будет востребована среди водителей-дальнобойщиков, которые отвечают за сохранность грузов, и  поможет преодолевать языковой барьер на заправках, в какой бы стране ЕС они ни заправлялись.

В России предприниматели рассчитывают подключить все независимые АЗС. «Всего в стране около 24 000 заправочных станций, большая часть принадлежит крупнейшим топливным корпорациям, а 45% — частникам. Мы хотели бы занять с нашим онлайн-сервисом именно эту долю, составив конкуренцию «Роснефти», «Лукойлу», «Газпрому» и другим», — говорит Скворцов.

 

Читайте также: Стратегия Uber: пан или пропал

Читайте также: Машина на двоих: чего ждать от слияния «Яндекс.Такси» и Uber

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+