К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ошибки, которые топ-менеджеры допускают на собеседовании

Фото Mentat
Фото Mentat
Как топ-менеджеру вести себя на собеседовании, чтобы получить оффер

На тему ошибок на собеседовании сказано уже очень много слов, написано большое количество статей, проведен не один тренинг, но соискатели продолжают наступать на одни и те же грабли. Неважно, кто идет на собеседование ― руководитель или линейный менеджер, от ошибок не застрахован никто. Кто-то не подготовился, кто-то разволновался, а кто-то просто не имеет достаточного опыта прохождения собеседований. Многие совершают общие ошибки ― опаздывают на встречу, жуют жвачку, пренебрегают дресс–кодом. Когда же речь идет о топ-менеджменте, ошибки приобретают совершенно другой окрас и могут оказаться роковыми.

Не растекайтесь мыслью по древу

Если вас пригласили на собеседование, то это совсем не значит, что собеседник горит желанием выслушать историю всей вашей жизни. «Растекаются по древу» и начинают повествование со времен школьной олимпиады чаще всего соискатели, редко меняющие работу и не имеющие опыта прохождения достаточного количества собеседований. Ваша самопрезентация должна занимать не больше 20 минут и включать рассказ о сильных сторонах, компетенциях, задачах, которые вам удалось успешно решить на предыдущих местах работы. Не стоит поднимать вопросы, не относящиеся к собеседованию, обсуждать бывших коллег и тем более — бывшего начальника.

 

Не забывайте также менять презентацию в зависимости от позиции, на которую претендуете. Если сегодня вы проходили собеседование на вакансию коммерческого директора и делали упор на достижения в области продаж и маркетинга, то завтра для вакансии директора филиала презентацию будет необходимо подкорректировать и сделать упор на общее руководство, стратегическое развитие бизнеса в отведенном вам регионе. Многие топ-менеджеры забывают об этом и идут проторенным путем, излагая самопрезентацию, отточенную годами, не внося необходимые коррективы.

В процессе беседы не забывайте использовать цифровые показатели, например «повысил производительность на 10%», «снизил дебиторскую задолженность на 30%». Управленец, не способный оцифровать свои достижения, не вызовет доверия, скорее всего, возникнет подозрение, что реальных достижений у него нет. Какие-то цифры вы вероятно не сможете озвучить ввиду политики конфиденциальности компаний, в которых вы работали. Например, очень часто встречается вопрос об обороте организации, бюджетах под вашим управлением. Если вы не можете назвать четкую цифру по каждому месту работы, сделайте выбор в пользу обобщенных данных. Например, «максимальный бюджет под моим управлением за всю карьеру составлял 70 млн рублей в год» ― в этом случае вы полностью соблюдете профессиональную этику.

 

Не отказывайтесь от тестового задания

Тестовое задание ― тема очень болезненная для большинства соискателей. Мало кому хочется тратить время и силы на выполнение задачи, которая может отнять много времени, но никак не гарантирует получение предложения о работе или переход на следующий этап собеседования. Когда речь идет о топ-менеджерах, страсти накаляются еще больше, ведь некоторые компании под предлогом тестового задания просто пытаются получить бесплатную консультацию. Многие кандидаты, столкнувшись с этим впервые, попадают в ловушку и, обжегшись один раз, в следующий уже крайне негативно реагируют на просьбу выполнить тестовое задание. Не нужно рубить с плеча, ведь для многих крупных российских и международных компаний «тестовое задание» ― это нормальная практика на финальном этапе собеседования, и, говоря жесткое «нет», вы рискуете пропустить интересное предложение. Как же понять, кто перед вами: нечестный работодатель или еще один этап оценки от компании, рассматривающей вас как одного из финальных кандидатов?

Во-первых, тестовое задание должны давать ближе к финальному собеседованию, а не до собеседования или сразу после общения с представителем HR-службы. Во-вторых, выполнение тестового задания не должно занимать много времени. Согласитесь, что такая задача, как «разработайте нам стратегию продаж на 2018 год, исходя из анализа предоставленных данных» вызывает подозрение, и сделать это за несколько часов или сутки будет нереально. Если предложенное вам задание смущает своим объемом или содержанием, откровенно обсудите это с работодателем, скажите о своих опасениях, попросите его сократить или найти другой промежуточный вариант, устраивающий каждую из сторон. Многие соискатели очень активно выкладывают отзывы о схожих ситуациях в Facebook, так что если компания грешит и обманывает соискателей, то вы, скорее всего, найдете отрицательные отзывы в сети.

 

Рекрутер – это не мой уровень

Есть особая категория менеджеров, «встающих в позу» и наотрез отказывающихся встречаться с представителем HR-службы. По их словам, это трата времени, ведь менеджер по работе с персоналом не сможет объективно оценить их опыт. Некоторые кандидаты стараются обойти HR-службу и напрямую пообщаться с непосредственным руководителем. В ход идут все инструменты: и отправка резюме на корпоративную почту, и поиски контактов в социальных сетях. Правилен ли такой подход и даст ли он положительный результат? Все зависит от компании и того, как выстроена система подбора в ней. Если речь идет о крупном бизнесе, то, скорее всего, такие попытки закончатся провалом, система подбора там четко регламентирована и функциональный руководитель в лучшем случае перешлет ваше резюме в HR-службу со словами «я этим заниматься не буду» ― круг замкнется. Конечно, есть случаи, увенчавшиеся успехом, но они в меньшинстве. На самом деле на такие ухищрения кандидаты идут не от хорошей жизни, ведь не в каждой компании интервью с претендентом на руководящую позицию проводит опытный рекрутер.  Вести вакансии подобного уровня должен или HR-директор, или рекрутер с длительным опытом закрытия управленческих вакансий. Помимо этого, он должен знать все нюансы вакансии, особенности компании. Лишь в этом случае такая беседа не будет потерей времени, а пойдет на пользу ― специалист не только расскажет о всех «подводных камнях» вакансии, но и подготовит вас к грядущей встрече ― расскажет о руководителе, его стиле руководства, о команде, даст советы по самопрезентации, объяснит, на что и почему сделать упор.

Прежде чем сказать «нет», поинтересуйтесь, какой опыт у специалиста, который собирается проводить интервью, сколько этапов собеседований предусмотрено на эту вакансию.  Очень хорошим промежуточным вариантом является двойное интервью, когда на встрече присутствует и представитель HR-службы, и лицо, принимающее решение.

Не преувеличивайте и не приуменьшайте достижения

Здесь встречаются две крайности: кто-то преувеличивает, а кто-то приуменьшает свои заслуги. Очень часто бывает ситуация, когда топ-менеджер, рассказывая о своих достижениях, в 90% случаев использует местоимение «мы». Например, «мы ввели новый продукт на рынок», «мы смогли снизить издержки производства». Само собой, возникает вопрос «а кто такие эти мы?» и каков в действительности был ваш вклад в общее дело. Скорее всего, в данном случае управленец говорит о своей команде, и это здорово, что он рассказывает о достижениях своих подчиненных и подчеркивает их роль в выполнении задачи. Однако порой «мы» звучит так часто, что создается ощущение, что претендент на вакансию просто проходил мимо и решил опосредованно поучаствовать в процессе, в то время как на самом деле он полностью выстраивал бизнес-процесс. Опытный рекрутер, заинтересованный в качественной оценке, обязательно уточнит, что вы включаете в понятие «мы», но есть риск, что вы создадите неправильное впечатление о своем опыте, а изменить его будет довольно сложно. Поэтому имеет смысл поменять «мы» на «я» или «я и моя команда».

 

Другая категория кандидатов, наоборот, любит преувеличивать свои достижения или порой даже приписывают себе результаты работы коллег. На самом деле большинство делает это незаметно для себя, без «злого умысла», ведь каждый хочет произвести наилучшее впечатление. В моей практике был кандидат, во всех красках рассказывающий о своих глобальных достижениях в области построения с нуля всей системы логистики в территориально распределенной компании. В его речи звучало только местоимение «я». Рассказывал очень уверенно и красочно, ему было сделано предложение, но в процессе сбора рекомендаций у его бывшего руководителя, топ-менеджеров, работающих с ним в параллели, выяснилось, что большая часть системы была выстроена задолго до него, а он занимался лишь поддержанием и корректировкой. Наверное, в такой ситуации местоимение «я» ― не лучший выбор. Объективно оценивайте свой профессиональный опыт, и тогда вам не придется краснеть.

Вы не можете четко сформулировать карьерные цели

Кандидаты, которые не могут четко сформулировать свои карьерные цели, встречаются довольно часто. В последние несколько лет на рынок вышла не одна сотня управленцев, испытывающих по ряду причин проблемы с трудоустройством по сей день. Получив предложение прийти на собеседование, они рассматривают это как последний шанс получить работу и при вопросе «а что, собственно говоря, вы ищете?» теряются, боясь дать нежелательный для работодателя ответ. Зачастую вопрос может вообще остаться без ответа или собеседник услышит что-то наподобие «ваша вакансия мне подходит, как раз то, что я ищу», «я все могу, никакая задача меня не испугает». В реальности такая позиция отпугивает, ведь каждый хочет заполучить в свою команду топ-менеджера, имеющего четкие приоритеты, а не принимающего предложение компании от безвыходности. Вдвойне сложно, когда вам задают подобный вопрос в начале собеседования, когда вы не знаете всех нюансов вакансии, особенностей компании, а обладаете лишь общей информацией. Что делать? Отвечать, но отвечать осторожно, оставив пути к отступлению, иначе один вопрос легко перечеркнет ваши старания.

Немного свободнее вы будете себя чувствовать на встрече с представителем executive search агентства. Даже если вы собеседуетесь на определенную вакансию, консультант по подбору обычно оценивает ваш опыт в целом и заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Если вы произведете благоприятное впечатление, то можете надеяться на получение вакансий в будущем, а для этого важно четко сформировать свои карьерные приоритеты. В этом случаем можете не ограничиваться стандартными ответами, а честно рассказать, чего вы ждете от карьеры в ближайшие годы. Возможно, вы хотите поменять отрасль или функцию, уйти в проектное управление. Расскажите о своих приоритетах, двигаясь от максимально интересных к менее предпочтительным.

 

После собеседования

После того как собеседование закончилось, начался второй этап ― анализ самопрезентации и работа над ошибками.  Во-первых, не забудьте поблагодарить собеседника в письменной форме за уделенное время и продуктивную беседу. Так вы лишний раз напомните о своей кандидатуре и покажете заинтересованность в вакансии. Во-вторых, сразу после собеседования, пока свежи ощущения, у вас есть возможность исправить ошибки, совершенные в процессе. Например, вы не успели рассказать о компетенции, которая оказалась крайне важна для работодателя. Отбросьте стеснение, свяжитесь с менеджером, проводившим встречу, и расскажите, что имели подобный опыт, но не успели о нем рассказать. Главное — не перейти грань и не выглядеть назойливым, ведь если вы действительно произвели положительное впечатление, о вас не забудут. А вот если собеседование закончилось провалом, то никакие звонки вас уже не спасут. Вспомните, какие из вопросов собеседника застали вас врасплох, заставили сомневаться, проработайте их, подумайте, как лучше ответить на них в следующий раз. Работайте над презентацией, и ваши шансы на успех со временем будут быстро увеличиваться, ведь важно не только иметь хороший опыт работы, но и достойно его преподносить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+