Ежедневно в наших ресторанах проходит проверка качества. Проверки персонал не любит — это факт. Обычно при виде проверяющего сотрудники начинают нервничать и суетиться, даже если о проверке было известно заранее, и это своего рода демотивация для людей. Если есть выбор между кнутом и пряником, мы по возможности выбираем пряник. Если есть возможность заменить демотивацию на мотивацию мы выбираем именно этот путь. Мы мечтали сделать так, чтобы наши сотрудники хотели и ждали проверок, сами узнавали, когда к ним придет ревизор.
Как это сделать? И возможно ли это?
Уже при постановке вопроса мы примерно представили, каким может быть решение. Невозможно только то, на что у тебя не хватает смелости, а смелости нам не занимать, подумали мы! Мы поставили перед собой задачу заменить контроль развлечением — вовлечь не только проверяемого, но и всю команду, сплотить людей в рамках команды, оповестить участников не только о результатах его команды, но и об общих результатах. Сделать так, чтобы сами сотрудники мотивировали друг друга, применить нематериальную мотивацию, выделить лучших не только среди коллег, но и перед его друзьями вне компании. Достичь всего этого мы хотели, не разрабатывая какой-то сложный софт или механизм, а используя «дешевое и сердитое» готовое решение, чтобы воспользоваться им можно было уже завтра. Тогда нам пришла идея создать онлайн-реалити-шоу.
Show must go on
Задача стояла создать смешное, азартное шоу, где команды пяти наших заведений в онлайн-режиме могли бы видеть друг друга и идти к общей цели — идеальному ресторану. В назначенный день в одно и то же время все пять заведений сети «Рецептор» подключаются к видеоконференции через специальный сервис, пока мы используем oovoo.com. В квесте распределяются роли: Ведущий — обычно территориальный управляющий сети, но может подключиться еще кто-нибудь из «заводил» штата; Судья — один из сотрудников, которому выпал жребий; Копы — менеджеры текущей смены; Супермены — сотрудники кухни.
По сценарию Копы пяти «Рецепторов» надевают головной убор, вооружаются фонарями, белыми перчатками и влетают на кухню с камерами в ожидании заданий от Ведущего. Ведущий, как только вся команда готова, дает десять заданий на проверку четырех основных критериев по какому-либо одному цеху (холодный, горячий, суши, раздача). Цех проверяется по четырем показателям:
- Чистота. Коп надевает белоснежные перчатки и проверяет места в цеху, которые обозначает Ведущий. Это могут быть полки, пол под холодильником, рабочая поверхность. Если перчатка испачкалась, Коп меняет ее на чистую. Количество перчаток Судья учитывает при оценке.
- Заготовки. Коп проверяет наличие заготовок в конкретном цеху, а также наличие маркировки на боксе.
- Скорость. Ведущий называет блюдо, которое начинает готовить повар. Задача — уложиться в тикет-тайм приготовления этого блюда. Судья засекает время, и все повара пяти заведений начинают одновременно готовить блюдо.
- Персонал. Коп проверяет конкретного повара цеха, одет ли он по стандартам, а также чистоту формы, рук, обуви и наличие бейджа.
Задача Судьи — внимательно следить за ходом игры и одновременно оценивать пятерых Суперменов (поваров) из пяти ресторанов. Все критерии оценки понятны всем участникам, в том числе и Суперменам. Чистота оценивается по количеству израсходованных белых перчаток. Заготовки — по наличию самих заготовок и маркировки на боксе. Скорость — уложился ли повар в тикет-тайм. Персонал — соответствует ли повар стандартам внешнего вида.
Лавры победителей
Супермена-победителя награждают Копы. Коп сразу вручает бонусный фонд победителю, а на его фартук прикалывает надпись «The best Superman». Еще один бонус для победителя — это фото с основателями компании, которое мы выкладываем на стену в его социальной сети. Мы хотели, чтобы все друзья и родственники победителя узнали, что он лучший, и при случае похвалили его, ведь порой похвала от близких — один из самый важных мотиваторов. А самому Супермену, конечно, хочется как можно дольше поддерживать этот статус и соответствовать званию «The best Superman». Также мы выдаем небольшие денежные призы. Все квесты мы записываем на видео и выкладываем в общий доступ в группу в социальных сетях для просмотра всеми сотрудниками.
В сухом остатке
Неприятная проверка превратилась в азартную игру. Сегодня наши сотрудники сами ждут очередного квеста, узнают — когда же? Большинство наших сотрудников — молодые ребята от 18 до 25 лет, им такой вариант проверки по душе. Кроме того, они следят друг за другом онлайн по камерам, видят, кто из них лучше и быстрее — а значит, вовлечен весь коллектив. Повара просматривают видео и могут учесть свои ошибки на будущее. Мы хотели сделать жизнь сотрудников еще чуть лучше и интереснее, ведь и в этом тоже наша миссия. Мы считаем, что у нас это получилось.