За 18 лет карьеры в сфере розничной торговли мне удалось поработать в крупных международных компаниях, в том числе в Procter&Gamble и Samsung, но высокие должности я занимал, как и все, не с самого начала. Вам когда-нибудь доводилось полностью выкладываться на работе и не получать за это никакой похвалы и тем более повышения? Или, возможно, вам даже намекали, что скоро в компании намечается сокращение, под которое вы, скорее всего, попадете? Или мое любимое — руководитель абсолютно не интересуется карьерным ростом своих сотрудников, поэтому ваш потенциал ему глубоко безразличен. К сожалению, я сам нередко оказывался в подобных ситуациях. Пожалуй, одним из главных заблуждений сотрудников является распространенное мнение «Усердно работай — придешь к успеху». Фактически это правило актуально только для школы и университета, где оценки напрямую зависят только от приложенных усилий. В бизнесе же все намного сложнее и многограннее. Более того, повышение имеет достаточно мало общего с усердной работой.
Ваш карьерный рост интересен только вам
Самое главное правило быстрого повышения — ваш карьерный рост интересен только вам. Если вы делегируете свое продвижение третьему лицу, то с самого начала обрекаете себя на провал. Если повышение откладывается, позиция закрывается, начальство не интересуется вашими успехами и проектами, вы делаете мало. Сейчас самое время переключиться с усердной работы на умную.
Узнайте правила, играйте по правилам
Бизнес — это игра по особым правилами. Как можно играть в теннис, не зная, что подача делается с задней линии корта? Или в футболе — оставаться за спиной последнего защитника из команды противника при передаче мяча форварду, при этом удивляться, почему арбитр внезапно свистит, показывая, что это офсайд? Не зная этих базовых правил игры, вы не сможете добиться успеха. Другой вопрос, как вам о них узнать, если в вашей компании их никто не озвучивает? Рядом нет даже вышеупомянутого арбитра, чтобы сообщить, что вы делаете не так. Именно поэтому я всегда рекомендую обсуждать все условия с руководством заранее. «Что я должен сделать, чтобы меня повысили?», «Сколько мне еще ждать повышения?», «От кого зависит мое повышение?» — на все эти вопросы начальник должен предоставлять прямые понятные ответы, тем самым от первого лица рассказывая о правилах игры. Это дает понимание того, какие перспективы у той или иной должности, на что можно рассчитывать.
За мою карьеру многие сотрудники стеснялись или не торопились спрашивать своих руководителей о перспективах, я же всегда был настроен иначе — это делать необходимо, чем раньше, тем лучше. Вам не ответили? Спрашивайте еще, до тех пор, пока дверь перед вами не откроется, ведь понимание общих бизнес-процессов — ключ к успеху всей компании. Если вы не получаете четкого ответа на все свои вопросы, просто увольняйтесь — вряд ли вы сможете чего-то добиться на этом месте, так как начальник, который не может сказать, чего ожидать сотруднику, скорее всего, не понимает, куда вообще движется компания.
Агенты влияния — ваши друзья
В каждой компании есть своя «элита». Сейчас речь идет даже не о топ-менеджерах, а о сотрудниках, которые по тем или иным причинам имеют прямой доступ к начальству. Зачастую такими людьми являются личные помощники генеральных директоров или «старички» компании — я называю их агентами влияния. Основная задача — правильно выявить таких сотрудников. Как правило, со временем они становятся более заметны. Второй ваш шаг — завоевать их доверие, что особенно легко сделать, общаясь в неформальной обстановке. Просто выясните, какие бизнес-качества ценит тот или иной агент влияния, и постарайтесь в своей дальнейшей работе проявить себя именно с этой стороны. Также важным дополнением здесь будет обсуждение дальнейшего плана действий с обратной связью. Постарайтесь добиться одобрения, так вы получите поддержку агентов влияния, хорошее впечатление о вас, как о целеустремленном неравнодушном сотруднике, и сможете выделиться среди коллег. Последние, в свою очередь, также играют немаловажную роль.
Никогда не забывайте, что вы в конкурентной среде
Есть история, которую я всегда рассказываю, когда речь идет о конкуренции на работе. Два охотника пошли в лес за добычей. Вдруг один из них замечает тигра, который крадется и готовится к прыжку. Первый охотник предупреждает об этом второго, на что тот достает из рюкзака кроссовки и начинает их натягивать. «Зачем ты это делаешь? Ты все равно не успеешь убежать от тигра» — спрашивает первый. «Да, ты прав, но тебя я точно обгоню». В тот момент, когда в компании появляется свободная вакансия на высокую должность, прежде всего поиск кандидата начинается среди уже работающих сотрудников. Они знакомы с корпоративной культурой и имеют представление о том, как организован рабочий процесс. И вот именно тогда «кроссовки в рюкзаке» и могут сыграть решающую роль. Никто не просит вас быть идеальным, вы просто должны быть лучшим среди равных. Помимо ваших явных преимуществ при повышении во внимание будут приниматься и мелочи — как вы ведете коммуникацию, как пишете, вежливы ли вы. Эти качества в совокупности дают вам фору по сравнению с коллегами-конкурентами. Я, например, всегда рекомендую составить список навыков, которые вы считаете важными для продвижения по карьерной лестнице, а затем практиковать их в повседневной работе.
Следите за трендами, мыслите глобально
Здесь опять-таки хотелось бы обратиться к спорту. На этот раз уже к хоккею. Ответьте для себя на вопрос — что важнее: смотреть только за передвижением шайбы или наблюдать за развитием игры в целом? Думаю, ответ очевиден. То же самое происходит и в бизнесе: концентрироваться только на одном процессе — не совсем правильно, нужно смотреть на ситуацию в общем. Я начал свою карьеру в маркетинге, но затем перешел в отдел розничных продаж, так как эта ниша более глобальна. Со временем вторая сфера стала набирать обороты, значительно выигрывая у первой. Я пожертвовал позицией в маркетинге, аналогичную которой в розничной торговле получил только через два года. Вовремя расширив рамки своих компетенций, я обзавелся дополнительной возможностью вырасти профессионально. Такое решение я принял не просто так — я грамотно оценил перспективы рынка и взглянул на бизнес глобально.
Сделайте так, чтобы ваш босс светился от счастья
Свое первое повышение до бренд-менеджера в крупной международной компании я получил в рекордно короткий срок — 3 года. Я долго обдумывал эту ситуацию и пришел к выводу, что причиной тому стала не моя усердная работа, а воля случая. Когда-то под мое руководство попало курирование одного зубного бренда, который очень нравился моему генеральному директору. На тот момент упаковка той зубной пасты была устаревшей, и я принял решение ее модернизировать. Это инициатива очень не понравилась моему начальнику, так как он считал, что глобально менять ее не стоит — достаточно косметических преобразований в старой версии. Я был полностью не согласен с таким подходом и привел достаточно весомые аргументы, почему моя позиция имеет больше прав на жизнь. В итоге генеральный директор дал мне шанс, и предложенная мной концепция имела большой положительный отклик среди потребителей. В результате этот проект многократно упоминался на всевозможных конференциях и презентациях в качестве одного из самых успешных.
Здесь вы скажете: «Усердный труд — заслуженное вознаграждение», — однако я не соглашусь с таким мнением. Мне просто повезло, что проект был с самого начала под контролем генерального директора и что мы пришли к успеху. По факту, сам того не планируя, я сделал победителем начальника. Действительно, зачастую сотрудники забывают, что руководители также должны получать свои награды, которые напрямую зависят от рядовых подчиненных.
О ваших хороших результатах должны знать
Что ж, вы уже составили для себя список самых важных для повышения личных качеств, определили агентов влияния, выяснили основные векторы развития компании, которые наиболее важны для начальства, узнали, по каким правилам в этой организации играют, и принялись за работу. Отлично! Теперь самое время поделиться результатами своей работы. Возможно, вам это покажется хвастовством и даже наглостью, но помните, что самореклама — неотъемлемая часть вашего успеха. Как руководители узнают о ваших достижениях, если никто не будет о них говорить?
Для того чтобы делиться своими успехами, необязательно вставать на стул, брать в руки громкоговоритель и в середине рабочего дня рассказывать о том, какой вы хороший. Более того, этого делать не нужно. Достаточно информировать начальство об этапах своей работы или в ходе проекта кооперироваться с другими отделами, вовлекая их в процесс, — так ваше дело получит гласность. А если вы еще и сможете добиться успеха, то обязательно поблагодарите всех сотрудников, которые принимали участие в работе. В противном случае, даже если вы не преуспеете, ваши старания так или иначе будут замечены хотя бы по той причине, что постоянная коммуникация со всеми участниками процесса привлекла много внимания.
Давайте признаемся себе, что жизнь — это вообще несправедливая штука, так что всех приложенных усилий может все равно не хватить, момент риска есть в каждом деле. В таком случае начинайте искать новую работу, где вас оценят по достоинству. По моему опыту самый удачный момент поиска новой работы — это работа в текущей компании, все-таки лучше брать с собой парашют до прыжка из самолета. И все же подойдите к проделанной работе с другой стороны. Просто обернитесь назад и посмотрите на все перемены, которые произошли в вашей жизни: как застенчивость переросла в уверенную коммуникацию с начальством, как с вами стало по утрам здороваться большее количество сотрудников, как изменилось ваше положение в обществе. Из усердного сотрудника вы превратились в умного. Именно это и есть повышение для вас как личности, которое приведет к успеху если не в той компании, где вы работаете сейчас, то в следующей, уже на более высокой должности.