К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рука помощи: три мифа о наставничестве в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Зачем нужны наставники и как они помогают продвинуться по карьерной лестнице?

Слово «наставничество» ужасно скучное. Когда его произносят, у меня самого сводит зубы, а в голове возникает образ моего бывшего начальника — когда я работал в Лондоне, он закрывал дверь кабинета и читал мне нотации. Суть этого понятия сейчас гораздо шире тех мифов, которые успели сложиться о нем в России.

Наставник нужен всем, неважно, на какой ступени карьерной лестницы вы находитесь. Вы только окончили университет, вы топ-менеджер, перегоревший на работе и достигший стеклянного потолка, или менеджер среднего звена, мечтающий о собственном стартапе. У Марка Цукерберга на самом раннем этапе развития Facebook наставником был Стив Джобс. У самого Стива Джобса — Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple. IT-инженер Эрик Шмидт был наставником для Сергея Брина и Ларри Пейджа из Google. Вы думаете, эти ребята менее уверены в себе, чем вы? Нет, но им, как и вам, нужна была помощь, а наставник — лучший инструмент для того, кто хочет добиться большего.

Зачем нужен наставник?

 

Он покажет вам оптимальный путь для достижения вашей цели, расскажет о своих ошибках: он их совершил, а вы, благодаря ему, не сделаете и не испытаете боли от неудачи, не потеряете ресурсы, самый главный из которых — время. Выбирайте в наставники того, кто уже прошел тот путь, на который вы только вступаете. Наставник будет критиковать вас, он тот человек, кому вы доверяете, поэтому вы готовы принимать от него конструктивную обратную связь. Режиссер Джордж Лукас в одном из своих интервью говорил: «Наставник видит гораздо больше наших провалов, чем нам хотелось бы. Но это единственный способ вырасти над собой». Он воодушевляет, поддерживает и не дает сдаться, он дотягивает вас до своего уровня, делится с вами контактами, представляет вас своему окружению, давая вам рекомендации. Вы значительно расширяете сеть своих полезных контактов благодаря наставнику, потому что попадаете в круги, входа в которые самостоятельно вы добивались бы очень долго.

По данным американского Forbes, сотрудники, имеющие наставников, получают повышение в пять раз чаще, чем не имеющие. Сами наставники в шесть раз чаще получают следующую должность, чем те, кто наставниками не являются.  Достаточно мотивации? Согласно Robert Walters Recruiting, 83% профессионалов хотели бы принять участие в менторской программе у себя в компании, но только 29% из них действительно получают возможность в ней участвовать. Я призываю к тому, что не нужно ждать, когда до вас дойдет очередь и вас признают «талантом», над развитием которого компании нужно специально работать. Найдите наставника сами, даже если ваша единственная цель — похудеть.

 

Теперь о мифах, с которыми я сталкиваюсь в России постоянно.

Миф 1. Найду наставника и стану успешным

В реальности все совсем наоборот. Сначала вы должны стать успешным, тогда наставник, возможно, обратит на вас внимание, захочет с вами работать. Именно вам нужно заинтересовать его своей персоной. Как это сделать? Будьте полезным. Предложите помощь или станьте волонтером в его проекте. Например, я всегда мечтал о том, чтобы Тони Роббинс стал моим наставником. Тогда я привез на его семинар в Лондон 1200 российских бизнесменов. Это было невозможно не заметить, так как это была самая большая делегация. Тони захотел со мной познакомиться и стал мои наставником.

 

Миф 2. В наставники нужно выбирать суперуспешного человека

Да, все хотят в наставники Оскара Хартмана. Но зачем? Во-первых, у него нет времени. Он вам откажет, что тогда? Вы останетесь без наставника. Во-вторых, что вы сами можете ему предложить? Отношения должны быть взаимовыгодными. Знаю случаи, когда за наставничество платили. Я не верю, что такой подход работает. Так как главная награда для наставника — это чувство удовлетворения от того, что он кому-то помогает.

Я рекомендую выбирать в наставники человека, который лишь чуть выше вас поднялся по карьерной лестнице. Например, вы зарабатываете 10 000 долларов в месяц, выберите наставника с доходом в 30 000 долларов. Если вы выбираете человека с доходом от одного миллиона, вам не о чем будет разговаривать, между вами слишком большой разрыв, который будет невозможно преодолеть. Вы специалист, а мечтаете стать директором департамента? Тогда на данном этапе выбирайте в наставники супервайзера.

Миф 3. Я сам не могу стать наставником

Каждый может стать для кого-то наставником, всегда есть, чем поделиться с другими. Даже если вам 25 лет, вы работаете в крупной международной компании, вы станете отличным наставником для студента последнего курса, который только задумался о поиске работы. Стать наставником для кого-то — это лучший способ найти наставника для себя. Так вы лучше понимаете, какой наставник вам нужен, что именно вы хотите получить от этих отношений и как их сделать максимально полезными для обеих сторон.

 

Где найти наставника? Наставники повсюду, они окружают вас в офлайне и онлайне. Первый шаг вам нужно сделать самому — напишите или позвоните, расскажите о том, чего хотите добиться и какую помощь ждете от него. Не забудьте рассказать о помощи, которую сами готовы оказать. Будьте полезным, будьте инструментом для других людей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+