Враг предпринимателя: пять внутренних перемен, которые помогут вашему бизнесу
Существует много теорий описывающих «предпринимательский» тип личности, но все системы диагностики, с которыми я сталкивалась, спешили мне сообщить, что я от него далека. Педантичность, аккуратность, желание вникать в детали и строить логические конструкции — никак не соответствовали образу идеального предпринимателя. Но мое желание менять мир оказалось сильнее природы. Я стала сооснователем профориентационного сервиса «Профилум» — стартапа в образовательной сфере. Наличие степени MBA от Сколково безусловно вселяло надежду, но оказалось, что есть вещи, к которым не подготовит ни один университет. Связаны они с уровнем эмоционального развития, с желанием и способностью менять себя и расти, опережая процессы, происходящие внутри компании. Пока ни один вуз мира не запустил программу, способную этому научить. Такой школой жизни для меня стала работа со старшими партнерами и сооснователями, а фразу Махатмы Ганди «хочешь изменить мир — начни с себя» я теперь вспоминаю каждый день.
Что должен изменить в себе предприниматель, чтобы улучшить свой бизнес?
Первое и самое сложное, что нужно сделать, — это распрощаться со своим эго. Именно эго не дает развиваться, принимать собственные ошибки и адекватно воспринимать реальность. Отпустите иллюзию о важности и превосходстве собственных знаний. Вы занимаетесь своим проектом не потому, что лучше всех знаете, а потому, что больше всех хотите узнать и реализовать. Важно быть открытым к новому — если к знаниям относиться как к ценному багажу, то никогда не взлетишь. Объектом внутреннего интереса должен стать продукт и большая идея, к реализации которой вы всей командой дружно идете, а не защита собственного статуса, позиции и интересов. Ты становишься рабом своей большой идеи, и чем раньше предприниматель сможет это принять, тем лучше. Именно продукт диктует, какие новые области знания и компетенции нужно освоить, как нужно измениться.
Должно поменяться и отношение к критике. В корпорации наемный сотрудник отстаивает себя, в собственном бизнесе предприниматель учится принимать и даже требовать критику, потому что это возможность для роста бизнеса. Слушать, слышать и прислушиваться к другим особенно сложно, когда есть идея, которую ты успел полюбить. Как говорил один наш профессор в Массачусетском технологическом институте «нельзя воспринимать критику продукта так, будто вам говорят, что у вас некрасивый ребенок». На словах это звучит очень легко и логично, но на практике очень мало людей готовы пожертвовать своим «я» в пользу бизнеса. Главный пропагандист стоицизма в Кремниевой долине Райан Холидей посвятил этой теме целую книгу («Ego is the enemy»). Находясь в позиции ученика, не защищаясь, не требуя статуса, мы можем сделать гораздо больше.
Важно помнить, что стартап начинается с позитивной эмоции, с идеи. Пока нет доказанной корреляции между оптимизмом и количеством единорогов (компания, достигшая капитализации в $1 млрд. – Forbes), но уверена, что скоро появится. Мне повезло, и я пришла в проект, где уже была ценностная рамка и был задан масштаб. Старшие партнеры компании Genome ventures (сооснователи «Профилум») собирали вокруг себя людей под большую идею, связанную с новыми технологиями выявления талантов. Мое дело за малым – удержать масштабную рамку и выстроить бизнес. Ключевым в этом процессе является позитивный настрой и терпение.
Я привыкла действовать последовательно, аккуратно и просчитывать возможные риски. Выстраивать ожидания относительно самого худшего сценария и приятно удивляться, если все оказалось не так. Но в стартапе все просчитать невозможно. Иногда невозможно даже просчитать самый худший сценарий, потому что ты делаешь новое, экспериментируешь и не всегда владеешь нужными инструментами и временем для всестороннего анализа. В стрессовых ситуациях сотрудники смотрят на реакцию руководителя, поэтому основатель зачастую не может себе позволить транслировать негатив, который имеет вирусный характер. А вот позитив приживается сложнее. Даже если тебе транслируют негатив, нужно быть конечной точкой этой цепочки.
Настрой на хорошее — важная установка, которая должна быть в команде всегда. Важно каждый день доносить своей команде, что вы прорветесь, что нет не решаемых задач. Мне в этом плане помогает ведение дневника, где я фиксирую все негативные эмоции, а потом разбираю, откуда они появились. Любая негативная эмоция начинается с физического ощущения, если научиться это отлавливать и не пропускать негатив дальше, то можно научиться контролировать свои мысли.
Индустрия технологических стартапов — это в первую очередь продажа будущего. В этом нет ничего плохого, но, продавая будущее, важно оставаться верным настоящему. В противном случае есть шанс, что до будущего не доберешься. Истории про чудо-единорогов, погоня за новыми технологиями, грамотный пиар и желание захватить весь мир сразу затмевают разум и не дают нам видеть и воспринимать реальность такой, какая она есть. Быть честным с собой — навык, необходимый для выживания любого бизнеса. Все мы помним историю Элизабет Холмс и компании Теранос, стоимость которой упала с $9 млрд до $800 млн всего за год из-за ложной информации, которой оперировала Холмс и сотрудники компании.
Мне бы очень хотелось жить в том будущем, где мы уже используем виртуальную реальность для диагностики и выявления талантов, работаем с большими данными, которые сами же и генерируем. Но важно научиться жить в настоящем и пошагово развивать свой продукт, не теряя интерес к большим задачам и планам. Крепко стоять на земле, но не разучиться летать. А помогает в этом дружба с цифрами и экселем. Будущее может быть отрисовано, но настоящее должно быть оцифровано.
Позвольте себе мыслить в долгосрочной перспективе. Мы часто думаем, что инвестировать во что-то одно — это мелочно и слишком опасно, вдруг не получится. Как только появляются первые проблемы, кажется, что это не наше призвание и нужно броситься на поиски чего то нового. Мне кажется, у нас сложное поколение. Я его называю поколением Марио. Мы редко готовы проявлять терпение и ждем быстрых результатов, всегда хотим поощрения и наград, даже за минимальные усилия. Но, чтобы создавать что-то большое, нужно время и терпение. Apple Inc. и Disney не строились за день. Если нашлось дело, на которое не жалко потратить жизнь — разрешите себе это, научитесь мыслить длиною в жизнь.
Когда позволяешь себе осознать и поверить, что время есть и вся жизнь впереди, меняется не только отношение к делу, но и подход к управлению. Каждый день, каждое действие становится частью большой истории, проясняются приоритеты и уходит все лишнее. Это не отменяет того, что нужно двигаться быстро, стремиться опережать рынок и развиваться, но наличие долгосрочной перспективы и планирования позволяет принимать более взвешенные решения. Учитывать не только текущие минусы, но и потенциальную выгоду на несколько шагов вперед.
Между «слушать» и «слышать», как оказалось, есть большая разница. Наличие слуха еще не говорит о том, что вы слышите другого человека. Ключевой навык для этого - понимание. Именно навык понимания позволяет нам получать максимальный выхлоп от своей команды и внешних стейкхолдеров, делает встречи и совещания эффективными. Часто услышать нам мешает наше эго: мы готовы слышать только то, с чем согласны, и не готовы воспринимать альтернативу. Именно на этом этапе, как правило, происходит блокировка понимания, а дальше разговор уже не построить.
За последний год я сократила количество своих встреч примерно в три раза, при этом вопреки всем прогнозам эффективность значительно выросла. Даже если я провожу или участвую в обсуждениях, их длительность сократилась в полтора раза, потому что я стала больше слушать и меньше говорить. Особой гордостью является то, что даже если я не согласна, я теперь всегда дослушиваю альтернативное мнение до конца и пытаюсь найти три позитивных и полезных аспекта в этой позиции.
Не стоит забывать, что за каждой успешной компанией всегда стоит история личной трансформации ее создателя. Об этом не принято говорить, эти аспекты часто остаются за кадром, но не зря настольной книгой Стива Джобса была «Автобиография Йоги», а Шерил Сандберг всем настоятельно рекомендует книгу Фреда Кофмана «Осознанный бизнес: как создать ценность через ценности». В борьбе со своими страхами и комплексами важно, как и в бизнесе, никогда не останавливаться на достигнутом. Спустя два года я уже не рвусь в бой с каждым, кто критикует нашу деятельность, практически не достаю собеседников монологами о светлом будущем, научилась слышать и получать пользу от альтернативного мнения, позволяю себе планировать на 5-10 лет вперед, а главное, все это позитивно сказывается на показателях и скорости изменений.