К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Какие проблемы помогает решить общение с коучем и как не ошибиться в его выборе

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Личный опыт, полезные советы

Как известно, изменить понимание человеком осуществляемых им бизнес-процессов крайне сложно. А при высокой должности и устоявшихся взглядах на жизнь — практически невозможно. Видимо, это и являлось одной из причин долгой непопулярности коучинга в России. Однако те, кто решился использовать индивидуальное консультирование специалиста в помощь своей карьере, все же не пожалели. Каждая история индивидуальна, и не всегда — со счастливым концом.

Раскрыть таланты

По словам Михаила Носова, старшего менеджера PricewaterhouseCoopers, еще 5 лет назад о коучинге мало кто знал: «Когда специалист говорил, что занимается коучингом, в умах большинства людей возникали ассоциации с психотерапией». Однако со временем индивидуальное консультирование не только все больше входило в привычный русский обиход, но и в комбинации с загадочностью нашей души начало приобретать новые черты. «Появилась такая тенденция — управлять через коучинг. Более того, с помощью коучинга можно выращивать талантливых людей, если уже на начальном уровне становления их карьеры регулярно проводить консультирование. Одна из наших сотрудниц, устроившись на работу, в течение долгого времени не проявляла выдающихся способностей. За полгода работы с ней в коучинг-формате девушка раскрылась и по результатам прошлого года вошла в топ-10 лучших сотрудников на своем уровне», — говорит Носов.

Сменить деятельность

Николай Пахтунов, бизнес-тренер компании «АвтоБизнесАкадемия», решился на коучинг, осознав, что его место работы не является пределом мечтаний: «Когда застаиваешься на одном месте, начинаешь ощущать себя в тупике, теряешь драйв. Я уже больше 17 лет в автобизнесе, прошел путь от кладовщика до директора по продажному обслуживанию. Закончив очередной проект, я понял, что хочу испытывать новые ощущения, сталкиваться с новыми проблемами. Выбрав новую область деятельности, я в какой-то момент осознал, что моего опыта не хватает, чтобы качественно презентовать себя перед разнообразными аудиториями. Когда ты директор на предприятии, то все знают, что ты босс, а вот в тренингах и консалтинге приходится ежедневно доказывать свою компетентность как в обсуждаемой теме, так и в умении строить отношения с людьми. И коучинг мне очень помог. Вот, например, попробуйте на Курском вокзале перекричать толпу и шум. Я делал это со своим коучем. Помогает не только научиться работать с голосом, но и «вытряхнуть» из себя ряд комплексов и стереотипов. Очень эффективно и полезно! В результате я устроился в замечательную компанию, которая полностью соответствует моим потребностям. Проработав полтора года бизнес-тренером, я теперь возглавляю департамент консалтинга и не собираюсь на этот останавливаться».

 

Перейти на новый уровень

Елена Мороз, управляющий директор по финансам и IT российского офиса Toyota, является единственным российским сотрудником женского пола, достигшим в компании столь высокого уровня. «Японские структуры топ-менеджмента представлены в основном мужчинами. В  российской «Тойоте» всего два русских сотрудника-топа, остальные — экспаты из Европы и Японии, поэтому российскому сотруднику очень трудно адаптироваться и понять ожидания от себя в такой крупной иностранной компании.

Вообще в России немного примеров, когда российские сотрудники занимают вторые позиции в иностранных компаниях. И у меня практически отсутствовало понимание дальнейших перспектив и путей развития карьеры — куда дальше? Если только в президенты! В разговорах с руководством часто звучала фраза о перспективе работы за границей. Но уезжать из России я не хотела отчасти из-за семьи, отчасти из-за специфичности опыта работы в России, который нельзя просто экстраполировать в страны Европы. Самостоятельно решить эту головоломку у меня не получалось. А останавливаться на достигнутом не хотелось. Коуч — это в первую очередь независимый компетентный оппонент, с которым можно обговорить проблему. Часто именно в момент разговора мне приходили идеи и решения. Cоветы коуча я тщательно анализировала и уже потом начинала применять в жизни. Процесс личностного изменения не такой быстрый, как в карьере, но коучинг помог мне отделить важное от второстепенного, научил общаться с руководителями и подчиненными на качественно другом уровне, а также найти направления и пути дальнейшего карьерного и профессионального роста».

 

Как выбрать коуча

Принципиальное отличие коучинга от тренинга — это процесс, направленный на самостоятельное принятие решения. Профессионал подталкивает человека на активизацию его спящих ресурсов, направляет его в нужное русло, заставляет думать по-новому, смотреть с другого ракурса. Поэтому при выборе коуча крайне важно учитывать несколько нюансов, которые в корне могут повлиять на эффективность проводимых консультаций. Во-первых, коуч должен быть практиком, имеющим за плечами личный опыт решения подобных вопросов. Перед тем, как сделать окончательный выбор, расспросите кандидата о его карьере, судьбе. Больше всего в профессиональных кругах ценятся коучи, вышедшие из бизнеса: считается, что они объективнее всех могут оценить происходящие ситуации. Во-вторых, крайне важна специфика региона. Коуч и его клиент должны жить и работать в одном городе, только в этом случае консультант сможет учесть темп жизни и особенности бизнес-процессов для наиболее эффективной стратегии коучинга. В-третьих, учитывайте возраст вашего консультанта. Вряд ли 50-летний коуч сможет помочь 20-летнему человеку, учитывая все возрастающую динамику жизни, скорее наоборот. Оптимальная разница в возрасте составляет 10-12 лет.

Неудачные коуч-сессии — редкость: коучинг является недешевым удовольствием и к выбору своего консультанта профессионалы подходят крайне тщательно. Однако, и такие примеры есть. Существует две причины, по которым индивидуальное консультирование может не принести ожидаемого результата. С одной из них столкнулся Алексей Созонов, исполнительный директор инвестиционно-строительной компании из Москвы: «Ни один из моих знакомых не имел опыт прохождения коучинга, поэтому спросить совет было не у кого. Однако я четко осознавал, что помощь профессионала мне необходима: компания реструктуризировалась, нужны были новые идеи и стратегии развития. Являясь членом управленческой команды, я встретился с консультантом. Первым разговором остался неудовлетворен, но я вообще очень скептически отношусь к подобным мероприятиям, поэтому решил, что дело во мне. Но встретившись во второй раз, я окончательно убедился: человек, выдающий себя за коуча-профессионала, в реальности оказался бывшим психотерапевтом. Он предлагал мне психологические тесты, которые никакого отношения к моей ситуации не имели».

В процессе взаимодействия затронуты две стороны, поэтому второй причиной неплодотворности коучинга является внутреннее нежелание или невозможность человека раскрыться и решить проблему. Коуч не учит, он помогает конкретизировать цель и показать наиболее короткий путь ее достижения.

 

Процесс активизации внутренних ресурсов довольно длительный — сложно избавиться от привычных стереотипов, изменить путь своего мышления. Но если вы хотите достигнуть лучших успехов, тщательнее подбирайте коуча и максимально настраивайтесь на рабочий процесс. Ведь цель оправдывает средства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+