К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пиво, бургеры, жалюзи: как венчурный фонд 3G Capital зарабатывает свои миллиарды

Фото Xavi Lopez / LightRocket via Getty Images
Фото Xavi Lopez / LightRocket via Getty Images
Жорже Паулу Леманн и его партнеры заработали миллиарды долларов на банковских услугах, бразильском пиве и бургерах. Теперь в очереди на миллиардные прибыли — жалюзи

Одно из самых любимых занятий Александра Беринга ― зачастую в компании трех других миллиардеров, основателей фонда 3G Capital, ― подводная охота на Багамах или на отмели Фраинг-Пэн на океанском побережье в Северной Каролине, где в большом количестве водятся групер, луциан и макрель.

Это первобытное хобби. Вооружившись гарпунами, охотники ныряют в океан, и, чтобы поймать добычу, снаряжение нужно использовать с умом. Если сделать все правильно, то при нажатии на спусковой крючок снаряд вылетает из ружья и поражает жертву.

«Нужно спокойно и внимательно всматриваться в кучу мелкой, ничем не примечательной рыбы, чтобы потом разглядеть, когда мимо проплывает какая-нибудь особенная, ― рассказывает Беринг, установивший однажды мировой рекорд, в 2007 году поймав в Бразилии корифену весом 28 кг. ― Она не пробудет здесь долго, поэтому решать нужно быстро».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Подобной философией 57-летний Беринг, один из управляющих партнеров 3G Capital, руководствуется и в области инвестиций. Согласно декларации для Комиссии по ценным бумагам и биржам США, на конец 2023 года сумма активов под управлением венчурного фонда достигала $14 млрд, но от большинства других частных профильных организаций эта отличается тем, что за свою 20-летнюю историю успела сделать лишь несколько капиталовложений. Бóльшая часть активов фирмы ― это собственные средства партнеров из денег, заработанных на инвестиционном банкинге в Бразилии, а доступ к капиталу фонда имеет только узкий круг других состоятельных кланов вроде семей Уоррена Баффета и Билла Экмана. Выходить из бизнеса либо обзаводиться новыми долями никто не торопится, пусть даже с нынешних активов начисляются дивиденды.

Первым и самым успешным якорным капиталовложением компании была покупка Burger King в 2010-м чуть больше чем за $1 млрд. С учетом дивидендов инвестиции в сеть фастфуда принесли 28-кратный доход, причем если брать во внимание реализованную за все эти годы прибыль, сумма полученных средств составила $20 млрд. Сегодня холдинг называется Restaurant Brands International, и остающаяся во владении 3G Capital 27%-ная доля стоит около $9 млрд. Приобретения фонда и последующее слияние Heinz с Kraft в партнерстве с Berkshire Hathaway Уоррена Баффета были менее успешными, хотя к моменту полного выхода из бизнеса Kraft Heinz в прошлом году 3G Capital все-таки была в плюсе.

 

Последним приобретением инвестиционного фонда был контрольный пакет акций нидерландского производителя жалюзи и роллет Hunter Douglas за $7,1 млрд. 

«Более консолидированный подход к инвестициям еще нужно поискать. Это большие чеки для нас и большие чеки для связанных с нами людей, ― говорит Беринг. ― Когда все получается ― по большей части выходит именно так, ― мы зарабатываем во много раз больше. Иногда получается не слишком хорошо, и когда происходит такое, деньги терять нельзя».

3G Capital Беринг основал в 2004 году вместе с Жорже Паулу Леманном, Карлосом «Бето» Сикупирой и Марселем Германом Теллесом ― сейчас их совокупное состояние оценивается в $43 млрд. В 1960-х Леманн был профессиональным теннисистом и выступал на Уимблдоне, а в 1971-м учредил Banco Garantia и при помощи Сикупиры и Теллеса сделал организацию крупнейшим инвестиционным банком Бразилии. В 1998 году бизнес продали за $675 млн конгломерату Credit Suisse, и вырученные деньги стали посевным капиталом для нового фонда.

 

С Сикупирой Беринг познакомился в 1994-м, когда сам был еще студентом Гарвардской школы бизнеса, а другой в качестве гостя выступал там с лекцией. К 1998 году он стал генеральным директором компании America Latina Logistica, которая эксплуатировала крупнейшую железнодорожную сеть Бразилии, вывел ее в прибыль, а в 2004-м провел IPO.

После такого успеха Беринг нацелился на развитие за пределами Бразилии, переехал в Нью-Йорк и в 2004 году учредил 3G Capital. Название отсылает к фразе três garotos, что в переводе с португальского означает «три парня», и отражает сложившиеся за несколько десятилетий партнерские отношения между Леманном, Сикупирой и Теллесом. Первые несколько лет своей работы фирма посвятила расширению их пивной империи (с брендами типа Brahma и Interbrew), а также оформлению выкупа Anheuser-Busch, в результате которого возник крупнейший в мире пивоваренный холдинг AB InBev.

Попутно венчурный фонд искал новые предприятия на ранних этапах развития и просматривал сотни презентаций фирм с низким коэффициентом EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) и капитализацией меньше $5 млрд. Потенциал Burger King при анализе бизнеса сети осенью 2009 года разглядел молодой партнер Дэниел Шварц, которого Беринг выхватил со стажировок в Credit Suisse. Уверенный в том, что компанией можно управлять эффективнее, он представил идею Берингу.

«Burger King ― это легендарный бренд, который тогда был на рынке уже 50 с лишним лет, ― говорит 43-летний Шварц. ― Нам не верилось, что при наличии 12 000 ресторанов в 100 странах бизнес приносит лишь около $400 млн (по EBITDA)».

В детстве Беринг каждое лето проводил в гостях у тети в Майами и обожал вопперы из Burger King ― он даже показывает письмо, которое семилетним мальчишкой отправил родителям и в котором с восторгом рассказывал, что обедает там каждый день. Приводить особенные аргументы Шварцу не пришлось. Нужно было только вложить капитал приблизительно на $1 млрд, чтобы провести делистинг с биржи при капитализации в $4 млрд, и оперативно сократить расходы, распродав большинство торговых точек во владении компании держателям франшизы, снизив затраты на все — от офисного снабжения до обслуживания корпоративного бизнес-джета. Кроме того, сеть активно расширялась в странах типа Китая и Индии, а еще ускорила темпы открытия новых локаций.

 

Как подчеркивает Шварц, всего за пару лет обороты Burger King выросли втрое, и в 2012-м фонд вывел компанию на фондовый рынок повторно, сохранив за собой контрольный пакет акций. Прибыль вложили в сделку по приобретению канадской сети кофеен Tim Hortons за $11,4 млрд, после чего новообразованную организацию переименовали в Restaurant Brands International. По условиям соглашения, $3 млрд было предоставлено в кредит со стороны Berkshire Hathaway ― к тому времени 3G Capital уже успели посотрудничать с Баффетом в рамках поглощения Heinz.

«Я отправил восемь–десять слайдов, посвященных бизнесу Tim Hortons и тому, что мы собираемся с ним делать, и, чтобы все обсудить, мы созвонились. И первым делом он сказал, что это одно из лучших предприятий, о которых он слышал, ― вспоминает Беринг. ― Такие слова от Уоррена при всех его энциклопедических познаниях в бизнесе Северной Америки вселяли огромную надежду».

В 2017 году за $1,8 млрд была выкуплена фирма Popeyes. Благодаря запуску фирменного сэндвича с курицей, который в одном лишь 2019-м подстегнул рост бизнеса на 38%, сеть переплюнула по объему выручки KFC, а показатель EBITDA с момента поглощения вырос втрое. Три года назад родительский холдинг решил пополнить инвестиционный портфель сабами и потратил $1 млрд на оператора фастфуда Firehouse Subs. Пусть с 2018 года котировки неважные, Шварц и Беринг утверждают, что намерены оставаться в этом бизнесе долго, и в 2022-м на пост председателя совета правления пригласили бывшего гендиректора Domino's Патрика Дойла.

Но сегодня Шварц и Беринг сфокусированы на Hunter Douglas. Проработав шесть лет на должности генерального директора Restaurant Brands International, в 2019 году Шварц полностью перешел обратно в 3G Capital, чтобы искать новые потенциальные объекты для капиталовложений. Вместе партнеры следили за нидерландским предприятием Hunter Douglas, которое на протяжении 100 лет и трех поколений оставалось во владении и под управлением семьи Сонненбергов, и поняли, что бизнес крайне недооценен. Курс акций компании в свободном обращении на амстердамской бирже Euronext был довольно низким, а потому от внимания большинства аналитиков фирма ускользала.

 

В декабре 2021 года инвестиционный фонд объявил о заключении сделки стоимостью $7,1 млрд при наценке в 73% к тогдашним котировкам Hunter Douglas. Сделку закрыли в феврале 2022-го, и к 3G Capital перешло 75% уставного капитала. Остальное удержали за собой Сонненберги, а кресло гендиректора занял партнер фонда Жуан Кастру Невес.

Поскольку Hunter Douglas вместе с дочерним брендом Levolor продает жалюзи, это радикальное отступление от привычной модели 3G Capital в сфере пищевых продуктов и напитков, но Беринг и Шварц указывают на параллели, ведь это понятный потребителю бизнес, занимающий в своей категории позиции доминирующего игрока. Эффективность компании повысилась: из-за того, что различные подразделения не были друг с другом взаимно интегрированы, с целью сокращения расходов на поставки была учреждена специальная организация по глобальным закупкам. Чтобы продукция продавалась по всему миру, бизнес расширяется и теперь ведется также за пределами Западной Европы и Северной Америки.

«Многое из того, что хорошо работало в Burger King, мы сейчас похожим образом применяем в HD», ― поясняет Шварц.

Он уточняет, что продавать бизнес в ближайшее время фонд не планирует и «терпеливо» ищет новые объекты для якорных инвестиций. О том, что это может быть за предприятие либо сколько на это уйдет времени, руководство фирмы молчит.

 

«Вряд ли мы будем отклоняться от подхода, который выработали за эти годы: найти отличный бизнес, постараться собрать руководящий состав и выстроить культуру управления, улучшить положительную динамику в краткосрочной перспективе, обеспечить органический рост в среднесрочной и развиваться путем слияний и поглощений с расчетом на средние и более долгие сроки», — говорит Беринг.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+