Картонные мечты: как аналитики оценили будущее IPO производителя упаковки «Ламбумиз»
Производитель упаковки для молока и молочных продуктов «Ламбумиз» собирается провести IPO на Мосбирже до конца октября. Площадка сообщила, что торги бумагами начнутся 30 октября, акции получат третий уровень листинга.
Впервые о своих планах компания заявила в мае, после чего выпустила 2,8 млн дополнительных акций номиналом 0,025 рублей, что составляет около 13% уставного капитала. Эти бумаги могут быть размещены по открытой подписке.
По итогам 2023 года выручка компании составила 2,568 млрд рублей, это чуть меньше, чем годом ранее, когда «Ламбумиз» заработала 2,597 млрд. Тогда, в 2022 году, выручка удвоилась по сравнению с 2021-м. Это произошло из-за ухода с российского рынка иностранных конкурентов после начала «спецоперации»* на Украине.
При этом по результатам 2023 года компания продемонстрировала значительный рост чистой прибыли — 312,95 млн рублей против 107,5 млн за год до этого. Менеджмент также особенно отмечает низкую долговую нагрузку.
Оценка
По мнению руководителя управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексея Курасова, компания может быть оценена на уровне 4–6 EV/EBITDA. Этот показатель означает соотношение стоимости компании к прибыли до налогов. По итогам 2023 года EBITDA «Ламбумиза» — 383 млн рублей. Таким образом, компанию можно оценить в 1,5–2,3 млрд рублей. Курасов считает, что при размещении она может быть оценена в пределах 2 млрд рублей.
Начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что этот мультипликатор предполагает большой разброс в зависимости от бизнеса. «Ламбумиз» он оценивает в 6–12 EV/EBITDA.
Главный аналитик инвестиционной платформы Zorko Алексей Павлюченков отмечает, что выручка компании растет неравномерно. EBITDA в прошлом году выросла на 116%, однако причины этого явления до конца неясны, и непонятно, насколько это устойчивый процесс. «Если мы посмотрим на рынок, то производственные компании, даже растущие, торгуются с мультипликаторами 5–10 EV/EBITDA», — говорит он.
Инвестиционный проект
У «Ламбумиз» большие планы по развитию бизнеса. В частности, в сообщении о выходе на IPO гендиректор компании Александр Абалаков указывал следующее: «Мы сохраняем планы по ежегодным темпам роста выручки в 20%, а впереди — большой инвестиционный проект развития, который позволит выйти на неосвоенный пока нами в полной мере объемный рынок асептической упаковки, что обеспечит рост выручки в кратных размерах».
Асептическая упаковка сейчас широко распространена в пищевой промышленности. Это технология, при которой упаковка и продукт стерилизуются по отдельности различными способами, а затем тара наполняется и закупоривается в стерильных условиях. Производство асептической упаковки — перспективный и более маржинальный рынок, говорит аналитик «Альфа-Инвестиций» Анастасия Бойко. «Ламбумиз» хочет получить на этом рынке долю в 10%.
Одно дело — заявить инвестиционный проект, а другое — исполнить его, сомневается портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Сергей Бдоян. «На примере ряда новых эмитентов мы видим, что компании перед выходом на биржу дают сверхоптимистичные ожидания, и зачастую довольно скоро отчетность разочаровывает», — говорит он. Этим Бдоян объясняет, почему рынок оценивает инвестиционные проекты с большим дисконтом. По его словам, даже при правильной реализации всех планов нет никакой гарантии роста капитализации.
IPO для частников
В первичном размещении акций могут принимать участие как частные, так и институциональные инвесторы. При этом аналитик инвестиционного банка Aspring Capital Степан Горбунов считает, что институционалам, то есть банкам, инвесткомпаниям и фондам это IPO вряд ли будет интересно. Это связано с небольшим размером компании и невысоким free-float — долей акций в свободном обращении.
«Ламбумиз» демонстрирует стагнирующую выручку и растущую маржинальность. «Масштабирование бизнеса потребует инвестиций в расширение производства, что ограничит денежный поток инвесторов в ближайшие годы», — поясняет Горбунов. Это мнение разделяет Анастасия Бойко из «Альфа-Инвестиций». «Но объем размещения будет невелик, и компания найдет своего клиента», — уверен Алексей Павлюченков из Zorko.
В целом компания выбрала достаточно неплохой момент для размещения, считает директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Андрей Петров. Он отмечает, что инвесторы уже оправились от недавней коррекции рынка и готовы участвовать в новых размещениях. Особенно если компания дает хороший дисконт к справедливой оценке, резюмирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.