Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это
С начала августа до середины октября доллар на межбанковском рынке вырос с 85 рублей до 96 рублей, обновив годовой максимум. Евро вырос с 93 рублей до 105 рублей. По отношению к юаню рубль на бирже стал снижаться с начала сентября. «С конца августа рубль ослаб по отношению к китайской валюте на 11%. В плане глубины девальвации это действительно локальный максимум колебаний на российском валютном рынке», — констатирует независимый экономист Андрей Бархота.
В октябре тренд на снижение продолжался. По итогам основной торговой сессии 15 октября юань стоил 13,5 рубля. На межбанковском рынке доллар прибавил чуть больше 1% и стоил 96,7 рубля. Официальный курс ЦБ на 16 октября составил 97 рублей, на 0,94% выше, чем днем ранее.
Что происходит с рублем и когда мы увидим доллар по 100 рублей, как это было ровно год назад, в октябре 2023 года?
Фрагментация рынка
С начала «спецоперации»* на Украине, ответных санкций и ограничений на движение капитала курс рубля к мировым валютам в основном зависел от внешнеторговых потоков. С июня этого года ситуация изменилась: под блокирующие санкции США попала Мосбиржа вместе с Национальным клиринговым центром (НКЦ). Это привело к остановке торгов долларом и евро на бирже, где из ликвидных валют остался только китайский юань. 12 октября закончилось действие генеральной лицензии OFAC, которая позволяла контрагентам совершить сделки с Мосбиржей, чтобы закончить правоотношения с торговой площадкой.
Экономист Bloomberg Economics Александр Исаков говорит, что рублем движут три фактора: чистое предложение валюты, которое определяется динамикой экспорта и спросом на импорт, разница между ставками в рублях и твердых валютах, а также специфические риски, связанные с санкциями и геополитикой. Последний фактор создает периоды острого оттока капитала и является определяющим для рубля начиная с июля этого года, говорит Исаков.
«Факторы, связанные с санкциями против Мосбиржи, НКЦ и зарубежных подразделений российских банков, привели к фрагментации валютного рынка и ослаблению курса. Плюс события в Курской области, которые могли привести к локальному усилению оттока капитала», — поясняет экономист.
Именно ускорение оттока капитала — основная причина ослабления рубля, убежден старший экономист инвестиционного банка «Синара» Сергей Коныгин. Он связан с активным выходом нерезидентов из российских активов, причем речь идет и о прямых, и о портфельных инвестициях. Кого-то из иностранцев могли «выпустить» из счетов типа «С» (там блокировались активы нерезидентов начиная с 2022 года), также нерезиденты могли выходить из российских активов по мере приближения 12 октября, когда истекала лицензия OFAC для Мосбиржи, добавляет старший аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
На повышенную активность инвесторов в преддверии 12 октября также указывает аналитик УК «Альфа-Капитал» Алина Попцова. Она отмечает еще одну особенность нынешнего ослабления рубля: переток торгов долларом и евро на внебиржевой рынок создал массу проблем. Этот сегмент оторван от мирового валютного рынка из-за санкций и поэтому менее эффективен. Также после ухода из России агентства Bloomberg и поставщика данных финансовых рынков Refinitiv невозможно оперативно определять значения курсов для деривативных сделок. Все это делает внебиржевой валютный рынок менее прозрачным и ликвидным, говорит Попцова. И это тоже влияет на курс рубля.
Внешняя торговля
В обзоре рисков финансовых рынков ЦБ говорится, что крупнейшие экспортеры в сентябре сократили чистые продажи валюты на 30% по сравнению с августом, до $8,3 млрд. Регулятор объясняет это снижение «изменением структуры расчетов по экспорту, в которой все большую роль стали играть расчеты в рублях».
Алина Попцова из «Альфа-Капитала» объясняет это так: из-за вынужденного перехода расчетов за рубеж, например через банки-посредники стран СНГ, в том числе через Казахстан, валюта накапливается на внешних счетах российских компаний. Приток валюты в Россию ограничен, это давит на рубль, считает она.
Кроме того, на прошлой неделе правительство подлило масла в огонь, смягчив требования об обязательной продаже валютной выручки для экспортеров и установив порог в 25% вместо 50%, добавляет аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. Одновременно с этим растет спрос на валюту со стороны импортеров, говорит начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. Этот спрос усиливается по мере приближения новогодних праздников, добавляет Михаил Васильев из Совкомбанка.
Что дальше
Ближайшие недели рубль может несколько укрепляться из-за высокой вероятности повышения ключевой ставки на октябрьском заседании ЦБ. Но в целом тренд на снижение рубля сохранится, убежден Олег Абелев. «Когда курс регулируется только торговым балансом, а финансовый счет и счет операций с капиталом в ценообразовании не участвует в силу специфики послесанкционного развития России, любые изменения в спросе на импорт будут приводить к ослаблению рубля, потому что валюты будет меньше», — говорит он. С тем, что все факторы говорят скорее о слабости национальной валюты, соглашается Никита Дудченко из «Финама». Он считает, что до конца года рубль будет торговаться в пределах 93-97 рублей за доллар.
Александр Исаков из Bloomberg Economics обращает внимание, что снижение напряженности на Ближнем Востоке может понизить цены на нефть до $65-70 за баррель. Это значит, что российская экспортная цена нефти может уйти ниже базового показателя в $60, заложенного в бюджетном правиле. А это уже приведет к истощению ликвидных активов Фонда национального благосостояния. Помимо этого, продолжат расти сроки расчетов по внешней торговле — это будет и дальше формировать отток капитала и снижать предложение валюты. При этом на стороне рубля остаются высокие рублевые ставки и замедление внутреннего спроса. По словам Исакова, до конца года рубль может потерять еще 3% и достичь отметки в 100 рублей за доллар.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.