К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Первые дивиденды и растущие операционные затраты: что нужно знать об отчете «Яндекса»

Фото Андрея Махонина / ТАСС
Фото Андрея Махонина / ТАСС
«Яндекс», завершивший в июле «развод» с бывшей нидерландской материнской компанией, впервые в истории собирается поделиться прибылью с акционерами. Компания собирается выплатить 80 рублей на акцию, что соответствует доходности около 2%. Кроме того, «Яндекс» опубликовал финансовые результаты за II квартал. Что об этом нужно знать инвестору?

«Яндекс» завершил раздел бизнеса с бывшей головной нидерландской компанией 15 июля. С 24 июля на Мосбирже начали торговаться акции российского МКПАО «Яндекс». И спустя менее чем две недели после этого события технологический гигант заявил о намерении впервые в своей истории выплатить дивиденды — 80 рублей на акцию. То есть дивидендная доходность, исходя из текущих котировок, составляет около 2%. 

Также «Яндекс» отчитался о финансовых результатах за II квартал и первое полугодие — они в целом оказались выше консенсус-прогноза. За I квартал выручка выросла на 37% год к году (249,3 млрд рублей), а за полгода — на 38% по сравнению с аналогичным показателем 2023 года (477,6 млрд рублей). 

Скорректированная EBITDA за квартал увеличилась на 56%, за полугодие — на 75%. Скорректированная чистая прибыль за квартал составила 22,7 млрд рублей, что на 45% больше, чем во II квартале 2023 года. По итогам полугодия скорректированная чистая прибыль выросла на 88% и составила 44,3 млрд рублей.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Прибыль и как ее считали

В своем отчете «Яндекс» привел два показателя чистой прибыли — просто чистая прибыль, которая считается по МСФО, и скорректированная чистая прибыль. Первый показатель в отчете отрицательный, то есть по МСФО компания понесла убыток в размере 31,8 млрд рублей за II квартал 2024 года. 

Это произошло из-за резкого роста расходов по статье «определенные вознаграждения на основе акций». Эти расходы по сравнению со II кварталом 2023 года выросли с 1,2 млрд рублей до 51,4 млрд рублей. 

 

Судя по пресс-релизу компании, рост этих расходов связан с предоставлением новых прав на акции по программам мотивации «Яндекса». «Размер расхода в периоде связан с закрытием сделки и обусловлен стремительным ростом стоимости акций с момента объявления сделки», — сказано в пресс-релизе компании. Недавно завершился выкуп активов у Yandex N.V., покупателем стал ЗПИФ «Консорциум. Первый». Компания заверяет, что  расходы на вознаграждения на основе акций носят не денежный характер. «В будущем мы ожидаем нормализации расходов по этому показателю», — сказали Forbes в пресс-службе «Яндекса». 

Чтобы посмотреть, как отчетность выглядит без этих расходов, компания привела скорректированные, в том числе и на эти расходы, результаты, оговорившись при этом, что эти корректировки не соответствуют МСФО. Итак, скорректированная чистая прибыль за II квартал 2024 года равняется 22,7 млрд рублей. «Исключение этих временных факторов позволяет более точно оценить финансовые показатели компании», — пояснили в «Яндексе». 

С этим соглашается начальник аналитического отдела ИК «Риком Траст» Олег Абелев. «Ориентироваться инвестору нужно на скорректированную прибыль, она показывает сконцентрированный остаток свободного денежного потока, который у компании остался после всех затрат», — говорит он. 

 

Ожидания

«Яндекс» прогнозирует дальнейший рост выручки, в пределах 38–40% по итогам 2024 года. В результате разделения бизнеса, из периметра компании вышли несколько убыточных проектов, которые впрочем могли стать источником роста выручки в будущем. 

«Соответственно, краткосрочно это окажет поддержку финансовым показателям, а долгосрочный эффект будет зависеть от того, удастся ли найти замену новым направлениям, куда можно было бы инвестировать», — говорит старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Константин Белов. 

Бизнес «Яндекса» может продолжить динамично расти в ближайшие годы из-за ухода зарубежных конкурентов, говорит аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. Он считает, что уход иностранных компаний создает пространство для роста. Кроме того, основные виды бизнеса, которые генерируют большую часть выручки, остались в российском периметре, добавляет он. 

Точками роста компании можно считать уже действующие рентабельные бизнесы, считает главный инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Дмитрий Сергеев. «За счет прибыльных направлений компания развивает и перспективные ниши, которые в будущем могут вырасти в отдельные крупные бизнесы — развлекательные сервисы, сервисы объявлений, направление автономных автомобилей, облачные и образовательные сервисы», — считает Сергеев. 

С тем, что «Яндекс» продолжит расти за счет b2c-сегмента — такси, доставки, маркетплейса — соглашается начальник аналитического отдела ИК «Риком Траст» Олег Абелев. Также точками роста станет развитие искусственного интеллекта, когнитивных и нейросетевых технологий. 

 

При этом он отмечает риск, связанный с сильным ростом операционных затрат «Яндекса», который превышает темпы роста выручки. По его словам, модель развития бизнеса компании не может не сопровождаться значительными операционными расходами. «Большая часть — это не только постоянно растущие расходы, но и фонд оплаты труда, который, с учетом резкого роста номинальных зарплат в России, у «Яндекса» очень сильно растет. Видимо, рост переменных затрат продолжится дальше», — говорит он.

Дивиденды

Совет директоров «Яндекса» будет рассматривать вопрос о дивидендах 5 августа, пока в отчете упомянута сумма 80 рублей на акцию. Несмотря на это, в глазах большинства участников рынка «Яндекс» останется компанией роста, и дивидендная доходность в 2% вряд ли можно считать интересной, говорит Константин Белов из «Синары». При этом рынок обычно приветствует планы поделиться прибылью, и, скорее всего, инвесторы оценят этот жест, считает портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Никита Зевакин. 

«Стоит отметить, что практически во всех основных сегментах бизнеса «Яндекса» нарастает конкуренция со стороны различных игроков. В такой ситуации компании необходимо найти баланс между выплатами акционерам и сохранением инвестиций в бизнес для поддержания конкурентных преимуществ», — указывает он. 

Именно необходимостью сохранять этот баланс объясняется невысокая потенциальная дивидендная доходность акций «Яндекса», добавляет старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова. Сергеев, впрочем, говорит, что заявление о выплатах дивидендов заставляет его задуматься: по экономической теории, компания начинает платить дивиденды, когда инвестирования в бизнес не дают высокой отдачи для роста капитала. «Почему компания не инвестирует эти средства в новые бизнес-направления?» — задается вопросом Сергеев. Он допускает, что дивиденды могут быть нужны новым акционерам компании и решение о выплатах может быть не связано с вопросами экономической теории.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+