Остатки по акции: что нужно знать об условиях выкупа бумаг Yandex N.V. у миноритариев
Нидерландская компания Yandex N.V., которая ранее была головной для «Яндекса», завершила продажу российского бизнеса и сменила название на Nebius Group. Глава компании Аркадий Волож на прошлой неделе заявил, что планируется выкуп акций, которые остаются на руках у инвесторов.
Позднее появилась информация, что за одну бумагу Nebius может предложить $10,5. Это не окончательное значение, и сам выкуп пока не утвержден — он будет обсуждаться 15 августа на годовом общем собрании акционеров. Сообщается также, что максимальный объем акций класса А, который Nebius может выкупить, — 81,6 млн штук.
Ранее завершилась сделка, в результате которой российские активы были проданы ЗПИФ «Консорциум. Первый» — консорциуму менеджеров компании и частных инвесторов. Консорциум провел обмен и выкуп акций у российских миноритариев. Те инвесторы, кто покупал акции на СПБ Бирже и Мосбирже, смогли обменять бумаги 1:1 на акции МКПАО «Яндекс», который теперь объединяет все ключевые сервисы «Яндекса». Те, кто покупал акции за рубежом, а затем переводил в Россию, получили предложение на обмен 1:1 — им могли воспользоваться только те, кто перевел бумаги до 7 сентября 2022 года. Тем, кто перевел акции с этой даты и до 30 ноября 2023 года, консорциум предложил выкуп с дисконтом 70% к текущей рыночной цене акций на Мосбирже, за 1251,8 рубля. Часть инвесторов — те, кто завел акции в российский контур после 30 ноября, — осталась с бумагами Yandex N.V., поскольку ни обмен, ни выкуп им не предложили.
Вопрос цены
Цену выкупа, которую сейчас предлагает Nebius Group миноритариям, стоит сравнивать с ценой акций Yandex N.V. на Nasdaq до остановки торгов в феврале 2024 года, говорит начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. Тогда акции стоили около $19, то есть озвученная цена в $10,5, почти вдвое, ниже этого показателя. То есть эта цена не совсем рыночная, говорит Абелев. Относительно невысокой названную цену также считает партнер Capital Lab Евгений Шатов.
Кроме того, эта цена ниже той, что предлагал «Консорциум. Первый» миноритариям по внебиржевому выкупу, то есть со скидкой в 70% к биржевой цене, пишут в комментарии для Forbes аналитики Go Invest. «Тогда было 1251,3 рубля, а $10,5 — это 924 рубля по текущему курсу, то есть [еще] на четверть ниже», — отмечают аналитики.
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, в свою очередь, отмечает, что ожидал цену выкупа на уровне $21 за акцию. «По-видимому, Nebius нужно предоставить такую возможность (выкупа. — Forbes) инвесторам, но компания предпочла бы, чтобы они не продавали акции, тем более что она надеется на возобновление торгов на Nasdaq. Компании больше пригодились бы деньги. С другой стороны, если акций в обращении станет меньше, доля основателя, которая сейчас невелика (около 20%), вырастет, а он привык контролировать компанию», — поясняет аналитик.
Тем не менее части акционеров имеет смысл принять оферту, отмечается в комментарии Go Invest. Это актуально для тех, кому важна ликвидность: когда Nebius снова появится на Nasdaq — непонятно, и в бумагах можно остаться надолго. По мнению портфельного управляющего General Invest Татьяны Симоновой, продавать стоит и тем акционерам, которые не имеют инфраструктурных возможностей владеть и распоряжаться бумагами иностранной компании.
«Инфраструктурные риски владения такими акциями довольно высокие, поэтому часть акционеров, безусловно, могут предпочесть воспользоваться предложением новой компании по выкупу бумаг даже с учетом не особо привлекательной цены для сокращения рисков своих портфелей», — говорит, в свою очередь, Евгений Шатов.
Технические детали
Nebius Group — это полностью иностранная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Значит ли это, что российские инвесторы, которые захотят продать свои акции, столкнутся с инфраструктурными препятствиями? Юрист NSP Глеб Бойко считает, что вовсе не обязательно и технически такой выкуп возможен. «Дело в том, что те российские инвесторы, кто заинтересован в выкупе, учитывают акции Yandex N.V. в несанкционных российских депозитариях, которые имеют прямой (или через сторонних несанкционных кастодианов) доступ к Euroclear и Clearstream. Значительная часть таких ценных бумаг была приобретена в иностранной юрисдикции и была заведена в Россию, следовательно, и вывести ее обратно также будет возможно», — говорит Бойко.
Он подчеркивает: европейское санкционное регулирование не запрещает такие операции с ценными бумагами. Еще один сценарий может включать участие в выкупе согласованных посредников, которые будут получать необходимые разрешения от регуляторов на совершение сделок, считает Евгений Шатов из Capital Lab. В этом случае риском для инвестора может стать длительный процесс всех согласований, рассуждает он.
В то же время детали выкупа пока неизвестны и инвесторам будет важно понимать, через какие депозитарии они будут производиться и какую сумму Nebius Group в результате потратит на это, добавляет Олег Абелев из «Риком-Траст». Также важно, кто войдет в новый совет директоров и будут ли там граждане России — это тоже может влиять на процедуру, уверен он.
Интересные инвестиции
Бизнес Nebius Group, оставшийся после продажи российских активов, — это четыре компании: Nebius AI, Toloka AI, Avride и TripleTen, а также дата-центр в Финляндии. Это компании, занимающиеся развитием искусственного интеллекта, облачных технологий, беспилотного вождения и онлайн-образования.
Татьяна Симонова из General Invest считает, что акции Nebius Group могут стать интересными долгосрочными инвестициями именно за счет ориентации компании на развитие искусственного интеллекта. Она отмечает, что объем рынка искусственного интеллекта оценивается в $176,5 млрд, а его темпы роста прогнозируются на уровне 19% в год. При этом рынок услуг для ИИ может расти до 35% в год, говорит Симонова.
Под рынком услуг для ИИ имеется в виду предоставление услуг по доступу к вычислительным мощностям для компаний — разработчиков ИИ — это одно из ключевых направлений бизнеса Nebius Group, добавляет Евгений Шатов из Capital Lab.
«На этом поле уже работают американский стартап CoreWeave, чей бизнес сейчас оценивается в $19 млрд. Также облачными вычислениями на основе графических процессоров занимается французский стартап Flex AI, который прошел первый этап финансирования и привлек $30 млн. При этом у Nebius есть преимущества перед конкурентами, поскольку по факту это не стартап и компания является крупнейшим в Европе клиентом производителя чипов Nvidia, однако строить новую систему придется, объединив возможности тех активов, которые остались после продажи российского бизнеса», — резюмирует Шатов.