К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Осторожно, IPO: почему инвестиции в первичные размещения все чаще приносят убытки

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Шесть из девяти IPO этого года принесли инвесторам убытки, причем убытки, превышающие потери в среднем по российскому рынку акций. Финансисты называют несколько причин, в том числе завышенные оценки при размещениях на фоне остановившегося роста рынка. Что еще влияет на потери и каковы перспективы будущих российских IPO?

Российский рынок первичных размещений акций ожил в 2023 году на фоне роста ставок в экономике, в том числе ставок по займам. Привлекать деньги на рынке акций оказалось дешевле. Кроме того, власти на фоне «спецоперации»* говорят о стимулировании размещений как одном из способов решения задачи по удвоению капитализации фондового рынка к 2030 году. 

В прошлом году на бирже разместилось восемь компаний. Акции трех из них с тех пор подешевели. Например, акции CarMoney потеряли 31%, а «Евротранса» — 52%. При этом акции нескольких эмитентов выросли с тех пор больше чем на 50% — ЮГК (54%), «Астра» (63%) и «Генетико» (89%), подсчитали аналитики УК «Альфа-Капитал» для Forbes.

В этом году картина совсем иная. За первые полгода на Мосбирже появилось уже девять новых имен. При этом в плюсе с момента IPO только акции «Делимобиля» (6%), «Диасофта» (12%) и «Европлана» (2%). Остальные шесть акций упали в цене, самое сильное снижение показали бумаги ликероводочного завода «Кристалл» (-34%), МТС Банка (-27%) и «Займера» (-26%). 

 

Более того, эти акции оказались намного хуже результатов индекса Мосбиржи: если бы инвестор покупал ликвидные ценные бумаги, результаты оказались бы лучше. 

Бум IPO на российском рынке при этом продолжается. Только на этой неделе о планах провести размещение заявили три компании. Что же происходит с новыми российскими IPO? 

 

Слабые инвестиционные кейсы

Почему акции компаний, которые размещались в прошлом году, преимущественно дорожают, а дебютанты этого года дешевеют? Управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров говорит, что в прошлом году размещения проводили в основном крупные компании с достаточно сильными инвестиционными кейсами. 

Асатуров объясняет это тем, что крупные банки, которые выступают организаторами первичных размещений, в прошлом году хотели запустить новую волну IPO после почти годового перерыва (в 2022 году на биржу вышел только Whoosh) и первыми вывели на рынок компании посильнее. «А более мелкие компании с не очень сильной фундаментальной составляющей пошли на биржу уже после них», — считает он.  

Вторая причина — завышенные оценки при размещении. Чтобы цена новых акций на бирже не падала, компаниям нужно оценивать свой бизнес дешевле, считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, новые эмитенты решили использовать благоприятный момент, когда можно было получить высокую оценку. «Все перечисленные компании привлекают деньги, чтобы увеличить масштабы бизнеса. Спекулятивным инвесторам это не очень интересно, а те, кто инвестирует надолго, уже купили акции, и им пока достаточно», — объясняет Делицын. 

 

Директор продуктов первичного размещения «БКС Мир инвестиций» Андрей Ванин согласен, что многие эмитенты размещаются по достаточно высокой оценке своего бизнеса. «Это практически не оставляет возможностей роста акций для новых инвесторов», — добавляет говорит он. 

Также срабатывает спекулятивный фактор — частные инвесторы стали участвовать в IPO с прицелом заработать на росте котировок и продать акции на рынке в течение нескольких дней после размещения. «Такое поведение вызывает распродажи и снижение котировок», — поясняет руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокера» Анастасия Пузанова. 

Зависимость от рынка

Еще одна причина заключается в общей ситуации на росcийском фондовом рынке. Если в прошлом году индекс Мосбиржи, восстанавливаясь после обвала из-за «спецоперации», вырос на 42,6%, то в этом году потерял 5%. Динамика новых акций на бирже, как правило, не бывает полностью оторванной от динамики всего рынка, замечает портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Никита Зевакин.

«Как следствие, все компании, которые размещались в этом году, провели размещение прямо перед коррекцией или уже после ее начала, что во многом определило снижение их акционерной стоимости. Не исключено, что если бы эти игроки вышли на биржу год назад, то и их акции оказались бы сейчас в плюсе», — говорит Зевакин. С другой стороны, говорит он, быстрорастущие компании, которые, как правило, и выходят на биржу, крайне чувствительны к росту ставок, что и происходило в экономике последние два года. 

Так что результат может быть закономерен. Зевакин указывает, что рост ставок может негативно влиять на оценку дебютантов, так как их основные прибыли ожидаются в будущем, а текущая оценка денежных потоков снижается из-за того, что ставки в экономике высоки.

 

ЦБ продолжает держать высокой ключевую ставку, чтобы сдерживать инфляцию. И инвесторы в итоге голосуют рублем за более безопасные и доходные в такой ситуации депозиты, а интерес к акциям в целом ослабевает, добавляет основатель Института финансово-инвестиционных технологий  («1ИФИТ») Алексей Примак. 

Перспективы IPO

Тем не менее рыночная ситуация и жесткость регулятора пока не пугают ни эмитентов, ни инвесторов, констатирует Анастасия Пузанова из «Цифра брокера». «Компании готовы идти на рынок, то есть предложение есть. Инвесторы продолжают создавать переподписку книги на размещениях, то есть спрос присутствует. Предпосылок к завершению IPO сейчас нет», — говорит она. 

Инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Дмитрий Сергеев, в свою очередь, называет перспективы рынка первичных размещений туманными, поскольку в условиях высоких ставок и снижения интереса к рынку акций в целом на биржу выходят компании второго и третьего эшелонов, но при этом хотят, чтобы их оценили на уровне голубых фишек — ликвидных акций крупных компаний. 

Еще один фактор, который влияет на сегмент IPO, — большое число повторных размещений, SPO от недавно вышедших на рынок компаний, инвесторы такие события воспринимают негативно, говорит Андрей Ванин из «БКС». «Мы ожидаем что дальше, в течение нескольких следующих IPO, рынок будет искать баланс между ожиданиями эмитентов и инвесторов, и этот баланс будет регулировать не только цену при размещении, но и, например, дополнительные обязательства эмитента не проводить допэмиссий и SPO», — говорит он. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что делать инвесторам

Прежде чем участвовать в IPO, инвесторам стоит определиться с источниками информации. Если цена размещения высокая, то нужно понять причины — это просто медийный шум или фундаментальные факторы, рассуждает Алексей Примак из «1ИФИТ». 

Он добавляет: участвовать в IPO стоит с долгосрочным прицелом, нужно соблюдать правило безопасной доли молодых компаний в портфеле. «Как бы хороша ни была компания, она не может занимать весь портфель. Небольшая, до 5%, доля IPO в портфеле поможет добиться хорошего роста», — говорит он. 

Еще один принцип — не нужно участвовать во всех IPO, какими бы привлекательными они ни казались, говорит Андрей Ванин из «БКС». Стоит обратить внимание на то, какие цели преследует компания и куда направит привлеченный капитал, это поможет оценить, как это повлияет на финансовые показатели, резюмирует Ванин. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+