Аналог «Оземпика» и лекарства от рака: что нужно знать об IPO «Промомеда»
Чем известен «Промомед»
«Промомед» — это биофармацевтическая компания, в конце декабря прошлого года ей разрешили выпускать аналог датского препарата от диабета «Оземпик», который, в свою очередь, получил популярность как средство для снижения веса. Благодаря «Оземпику» и другим препаратам для похудения рынок фармацевтических компаний в мире бурно рос. До конца прошлого года «Оземпик» поставлялся в Россию, однако затем датская Novo Nordisk прекратила поставки. «Интерфакс» в декабре сообщал, что аналог «Оземпика» («Квинсента») будут выпускать две российские компании, одна из них — «Промомед».
Впрочем, компания специализируется не только на эндокринологических препаратах. Она также ведет разработки препаратов для лечения рака, терапии последнего поколения для пациентов с ВИЧ. Всего в портфель входят 330 препаратов, еще 150 проходят регистрацию. У компании есть научно-исследовательский центр и собственное производство.
Общая выручка компании по итогам 2023 года составила 15,8 млрд, чистая прибыль — 3 млрд, на четверть ниже, чем годом ранее. Прибыль могла быть выше, однако компания заплатила windfall tax на сверхприбыль прошлых лет, отмечается в релизе.
Детали IPO
Как сообщали ранее «Ведомости», «Промомед» рассчитывает привлечь в ходе размещения 10 млрд рублей. По нынешним меркам это достаточно крупное IPO. Для первичного размещения компания проведет допэмиссию акций, уточняется в релизе. При этом основатель «Промомеда» сохранит преобладающую долю.
Средства, привлеченные в результате IPO, компания планирует направить на разработку, регистрацию и вывод на рынок новых препаратов. Также в компании рассчитывают, что первичное размещение акций поможет снизить долговую нагрузку.
Покупать или нет?
Участвовать в размещении акций смогут как институциональные, так и частные инвесторы — и квалифицированные, и неквалифицированные.
Аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев отмечает, что бизнес «Промомеда» может быть интересен, но ориентироваться нужно будет на оценку компании перед IPO. Среди основных факторов роста Аутлев отмечает расширение портфеля препаратов, которое приведет к росту числа потенциальных потребителей. При этом есть и факторы риска: например, снижение закупок со стороны бюджетных организаций, рост конкуренции на рынке и издержек на клинические исследования и персонал. Все это может отразиться на прибыли, полагает аналитик.
Также инвесторам стоит обратить внимание на соотношение чистого долга к EBITDA компании, говорит портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Сергей Бдоян. Это соотношение с 2022 года выросло на 65%. «Мы рекомендуем частному инвестору быть очень требовательным к мультипликаторам размещений, поскольку большинство последних IPO показывали отрицательную доходность», — уточняет Бдоян.
Особенность бизнеса «Промомеда» — это игра в долгую, поскольку разработка инновационных препаратов — это длительный процесс, указывает начальник аналитического отдела ИК «Риком Траст» Олег Абелев. Также нужно учитывать, что производство инновационных препаратов — это высокомаржинальный бизнес, добавляет он.
Новый сектор на рынке
По словам Сергея Бдояна из «Альфа Капитала», российский рынок фармацевтики оценивается в 2,6 трлн рублей. Это больше, чем, например, рынок IT, который оценен примерно в 2,4 трлн.
В целом появление на рынке акций «Промомеда» может означать формирование нового сектора на бирже — сектора фармпромышленности, говорит Олег Абелев.
«Не стоит сравнивать «Промомед» с фармацевтической компанией. Скорее, уместно сравнение с Genetico как с инновационной биофармацевтической компанией. Это не классические фармацевты. Были похожие эмитенты на российском рынке, но далеко не все обладали высокой ликвидностью. Если «Промомед» наряду с Genetico станет достаточно ликвидным инструментом на рынке акций, тогда можно будет говорить о начале формирования сектора фармпромышленности на финансовом рынке России», — резюмирует Абелев.