Замахнулись на биржу: какие возможности и риски несет участие в сделках pre-IPO
В ходе так называемых pre-IPO инвесторы через закрытую подписку приобретают акции некрупных частных компаний в надежде продать их после того, как компания выйдет на биржу. За 2023 год, по данным ЦБ, с помощью pre-IPO компании привлекли почти 5 млрд рублей. Доходность подобных инструментов может составлять 200–300% на горизонте двух-трех лет, считает инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Антон Пацер.
Эксперты ожидают взрывного роста этого сегмента частных инвестиций. По оценке директора продуктов первичных размещений «БКС Мир инвестиций» Андрея Ванина, в этом году при оптимистичном сценарии могут состояться около 10–12 сделок pre-IPO на сумму 3–5 млрд рублей. Одной из них до конца мая может стать закрытая подписка на акции сервиса аренды пауэрбанков «Бери заряд!».
Радужные надежды
В России после паузы 2022 года, вызванной обвалом фондового рынка в результате «спецоперации»*, все больше компаний заявляют об IPO. Масштаб размещений и их количество далеки от предыдущих лет. Но теперь, когда российский рынок полностью изолирован от иностранных инвесторов, а ключевая ставка ЦБ составляет 16%, компании предпочитают привлекать средства за счет размещения акций, а не дорогих облигаций или кредитов.
При этом небольшие компании не могут позволить себе полноценное размещение акций на бирже и только готовятся к этому шагу. Для них и существует рынок pre-IPO. Государство не только поддерживает размещения на бирже, но и заинтересовано в сегменте внебиржевых инвестиций. Они позволяют быстро привлечь капитал для роста высокотехнологичных компаний. Минфин компенсирует частным инвесторам от 20% до 50% вложений в их акции через краудинвестинговые платформы, их реестр ведет ЦБ. В нем — 71 компания, наиболее популярными, по данным сервиса «Сравни», на рынке считаются «Ко-Фи», «Поток», «ВДело», Jetlend, «Мани Френдс».
Интерес к pre-IPO стремится поддержать и Московская биржа: площадка заявила, что намерена запустить собственную платформу для привлечения инвестиций на ранних этапах развития бизнеса. Первое размещение может пройти во II квартале, заявил «Ведомостям» управляющий директор фондового рынка Мосбиржи Борис Блохин. Он ожидает, что до конца 2024 года на платформе пройдет около пяти сделок в диапазоне от 200 млн до 1 млрд рублей. Участвовать в них смогут только квалифицированные инвесторы.
Высокие риски
Альтернативные инвестиции на внебиржевом рынке предполагают не только повышенные доходности, но и высокие риски. Такие сделки в любом случае предполагают вложения на долгий срок — ликвидность на таких площадках низкая, а компания может так и не выйти на публичный рынок. Участвовать в pre-IPO нецелесообразно, если инвестор не готов держать бумаги в портфеле на протяжении хотя бы 12–18 месяцев, считает независимый аналитик Андрей Бархота.
Сделки проходят на внебиржевом рынке, поэтому для продажи бумаг, приобретенных на этапе pre-IPO, придется самостоятельно найти другого инвестора и договориться о сумме сделки.
При покупке акций, таким образом, возникает риск завышенной оценки компании, отмечает управляющий директор по рынкам акционерного капитала ФГ «Финам» Леонид Павликов. По его словам, в таких размещениях обычно не участвуют институциональные инвесторы, которые помогают определить справедливую стоимость ценных бумаг. Количество активных инвесторов на краудфандинговых платформах на конец марта 2024 года составляло около 72 000, причем более 95% из них — физические лица, подсчитал ЦБ.
Руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов рекомендует обращать внимание на наличие дисконта к уже торгуемым публичным конкурентам компании: если его нет, то такой эмитент не скоро выйдет на биржу и вряд ли его бумаги значительно вырастут в цене после размещения.
Андрей Ванин из «БКС Мир инвестиций» предупреждает, что также существует риск снижения оценки компании вплоть до банкротства, поэтому для вложений в акции важно понимать, как устроена отрасль, в которой позиционируется компания, и ее перспективы — это и сравнение с конкурентами, в том числе и публичными, и стратегия развития компании, рост ее доли в рынке и устойчивость бизнес-модели к внешним факторам. При этом требования к раскрытию информации на этом этапе намного менее строгие, чем на публичном рынке — компании не обязаны публиковать отчетность в полном объеме.
Кроме того, важно убедиться в эффективности вложений средств инвесторов в развитие бизнеса, предупреждает Курасов: «Если упрощать, то опасаться стоит финансовых пирамид, когда рост идет за счет неэффективного использования капитала и в итоге все расходы по обслуживанию ранее привлеченного капитала и убытки покрывают новые инвесторы».
Портрет инвестора
Рядовые инвесторы могут вкладывать через финансовые платформы до 600 000 рублей в год, для квалифицированных ограничений нет. Для них есть и другой способ поучаствовать в покупке акций небольших непубличных компаний. Квалифицированные инвесторы могут приобретать паи закрытых паевых фондов, которые вкладываются в акции компаний на стадии pre-IPO. Такие продукты предлагают в том числе УК «ВИМ Инвестиции», УК «Альфа-Капитал» и «ВТБ Капитал». Директор по инвестициям УК «Первая» Андрей Русецкий оценивает текущий объем инвестиций розничных фондов рre-IPO в 50 млрд рублей.
По оценкам Курасова из «Финама», средний чек участия в рискованных сделках среди неквалифицированных инвесторов — 50 000 рублей при среднем объеме портфеля 300 000 рублей. Но вкладывать в pre-IPO в России целесообразно при портфеле от 10 млн рублей и выше, считает Леонид Павликов.
В среднем клиенты готовы инвестировать в pre-IPO около 5–10% от объема портфеля, причем инвестируют не в одну компанию, а в четыре-пять разных, отмечает Ванин: «Инвестиции pre-IPO становятся интересны клиентам, имеющим в инвестиционном портфеле сумму более 15 млн рублей».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.