Взяли в оборот: как закон о майнинге может повлиять на релокантов и криптоинвесторов
Что случилось
В конце апреля в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы появилась новая версия законопроекта о майнинге. Как регулировать рынок криптовалют, государство пытается понять давно. Законопроект о майнинге — лишь часть законодательной базы. С ноября 2022 года, когда он был внесен в Госдуму, это как минимум седьмая версия, подсчитал партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов. От прошлых версий она отличается тем, что в ней прописан запрет на организацию обращения криптовалют на территории России. Что это значит?
Под организацией обращения в законопроекте понимается организация сделок и операций по переходу криптовалюты от одного владельца к другому. При этом одним из участников сделки должно быть или российское юридическое лицо, или российский филиал зарубежной организации, или физлицо-резидент России, или же в сделках должна быть использована российская информационная инфраструктура. Новые правила, если законопроект будет принят, вступят в силу 1 сентября 2024 года.
После начала событий на Украине многие россияне уехали за рубеж, при этом у них остались деньги и доходы в России. Из-за санкций и ответных мер со стороны России выводить деньги за границу стало тяжело, однако одним из рабочих вариантов остается вывод через криптовалюту. Также среди россиян есть те, кто инвестирует в цифровые активы. Как новый закон, если он будет принят, скажется на людях, которые используют криптовалюту для личных нужд?
Инвесторы вне опасности
Опрошенные Forbes юристы и представители крипторынка почти в один голос говорят, что операции частных инвесторов и частные переводы рублей в криптовалюту законопроект пока не затрагивает. Он, как сказано в документе, касается «услуг, направленных на обеспечение совершения» сделок с криптовалютами. «Обеспечивают совершение», по их мнению, не продавцы монет, а площадки или обменники.
Так, например, трактует эти положения гендиректор компании Polygant Станислав Чернухин. По его словам, закон о майнинге в целом не связан с рядовыми пользователями криптовалют, его цель — крупные майнинговые компании и индивидуальные майнеры. Эта отрасль до сих пор никак не контролировалась государством, и сейчас его задача — обязать майнинговые компании платить налоги с добытой криптовалюты, тем самым обеспечив приток средств в бюджет, объясняет он.
«Физические лица, торгующие криптовалютой или использующие ее для каких-то личных целей, в том числе для вывода средств за границу, в данный момент государству неинтересны», — уверен Чернухин.
Эти выводы подтверждает и член экспертного совета рабочей группы по законодательному регулированию криптовалют Госдумы Михаил Успенский. Он говорит, что законопроект запрещает именно организацию обращения криптовалюты, но не сам ее оборот. А это значит, что физические лица могут торговать криптовалютой на зарубежных площадках.
«Есть крупные иностранные р2р-площадки, которые предоставляют инфраструктуру трейдерам для торговли друг с другом. В такой ситуации именно зарубежная площадка организует обращение, а трейдеры лишь совершают сделки и не должны наказываться государством», — объясняет Успенский.
Обменники вне закона
Новый законопроект можно трактовать как запрет теневых криптообменников, продолжает Успенский. «То есть даркнет-обменники будут запрещены, а регистрация граждан на иностранных площадках и торговля криптовалютой, включая продажу намайненного биткоина, — нет», — говорит он. Успенский отмечает, что борьба с нелегальными обменниками и введение лицензирования для тех, кто хочет работать официально, — это мировая практика.
Речь идет о тех самых известных обменниках и биржах в башне «Федерация» в Москве. Обменники — это достаточно распространенный сервис, с помощью которого россияне могут обменивать криптовалюту на фиатные (то есть реальные) деньги, и наоборот. Криптообменники могут работать как онлайн, так и офлайн. И их активно используют как для вывода средств за границу, так и для инвестирования в криптовалюту больших сумм денег, владелец которых должен остаться неизвестным.
Партнер юридической компании NSP Александр Некторов напоминает принцип их работы — он тот же, что и на площадках типа Binance или ByBit, разница в суммах и уровне идентификации личности клиентов. По словам Некторова, люди за рубли (наличные и безналичные) покупают криптовалюту, например USDT в специальных криптообменниках. Далее они продают монеты в стране своего фактического нахождения. «С формальной точки зрения одно физическое лицо может купить у другого «фантики» в виде USDT. Российское законодательство это не запрещает напрямую», — говорит Некторов.
Можно, но нельзя
Основатель и генеральный директор юридического бюро «Саграда Лигал», председатель комиссии по цифровым финансовым активам Торгово-промышленной палаты Олег Ушаков обращает внимание на размытость формулировок, которые относятся к организации обращения криптовалют. Именно эта размытость и спровоцировала эмоциональную реакцию на данный проект закона, говорит Ушаков.
Текст законопроекта нуждается в доработке, так как формулировки порождают множество вопросов и противоречий, считает адвокат Уральской коллегии адвокатов Свердловской области, основатель юридического агентства Cartesius Игнат Лихунов. Он обращает внимание на существующий в проекте закона запрет на рекламу любых приложений или площадок для торговли криптовалютами.
«Если бы закон был принят в таком виде и заработал вчера, то сегодня у нас подлежали бы блокировке сайты-агрегаторы пунктов обмена криптовалюты. Туда же все сайты всех криптобирж, р2р-площадок и подобных площадок. Даже сайт разработчика ПО для обменных пунктов. Даже новостные сайты, и те придется блокировать», — говорит Лихунов.
Он также отмечает, что, хотя покупка и продажа криптовалюты не запрещается для рядовых граждан, он не понимает, как она возможна на практике, если закон будет принят в таком виде. «Депутаты говорят, что криптовалюта для рядовых граждан будет доступна на иностранных площадках. Но ведь они сами и написали, что все их сайты следует запретить, — возмущается Лихунов. — И как они, спрашивается, предлагают нашим гражданам приобретать и продавать криптовалюту в личных целях?» По его мнению, нельзя регулировать майнинг, не продумав оборот криптовалюты.
Кроме того, законопроект говорит о возможности создания легальных площадок для майнинга на территории России, однако их деятельность не должна приводить к обращению криптовалюты и должна вестись под контролем ЦБ. «Если законопроект будет принят в текущей редакции, то майнеры и инвесторы будут с большой настороженностью относиться к работе на российских площадках, так как у их операторов будет обязанность сообщать об операциях с криптовалютой и адресах кошельков в уполномоченные органы, которые, в свою очередь, могут передать информацию в Росфинмониторинг», — говорит генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры» Михаил Божор.
Еще один риск — попытка регулирования рынка криптовалют внутри России может создать проблемы инвесторам со стороны банков, со счетов которых они покупают монеты или токены. Об этом говорят Олег Ушаков из «Саграда Лигал» и партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов.
Брисов рассказывает, что официально банки заявляют, что не препятствуют операциям, связанным с криптовалютой, поскольку по Гражданскому кодексу криптоактивы — это имущество, и обладатель может распоряжаться ими по собственному усмотрению. Однако на практике банки, особенно крупные, нередко блокируют счета клиентам, которые проводят операции с криптовалютой — например, переводят себе небольшие суммы за рубеж. Официально банки ссылаются на закон о противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма, однако в частной беседе комплаенс-офицеры часто подтверждают, что причиной блокировки стали операции с криптовалютой.
«Как в итоге будут понимать новый закон правоприменители — банки, суды, налоговая, — одному богу известно. Это надо четко объяснять, Минфин и ЦБ должны издать письма какие-то разъясняющие», — говорит Брисов.
Аналитик рынка криптовалют Виктор Першиков и вовсе опасается, что в процессе рассмотрения закона в Госдуме формулировки могут ужесточиться, а запрет на «организацию обращения криптовалют» может смениться на запрет «обращения криптовалют». «В любой нужный государству момент формулировка может поменяться, что сделает все операции с криптовалютами незаконными», — тревожится Першиков. По его словам, единственные, кто будут вести деятельность легально, — одобренные государством и ЦБ майнеры и провайдеры криптоуслуг. Этот сценарий, уверен Першиков, приведет лишь к разрастанию теневого криптовалютного рынка.