МКПАО «Яндекс» отчиталась о росте выручки на 40% по итогам первого квартала
«Яндекс» увеличил выручку в первом квартале на 40%, до 228,3 млрд рублей, в основном за счет роста доходов в сегментах поиска и портала, e-commerce, райдтеха и других. Чистая прибыль выросла на 47%, до 19,37 млрд рублей. Ранее акционеры нидерландской Yandex N.V. одобрили продажу российской компании консорциуму инвесторов
Выручка МКПАО «Яндекс» в первом квартале 2024 года выросла на 40% год к году, до 228,3 млрд рублей, следует из сообщения компании.
Росту выручки способствовали увеличение доходов в сегментах поиска и портала, электронной коммерции (e-commerce), райдтеха (включает в себя такси, каршеринг и аренду самокатов), доставки, сервиса «Плюс» и других развлекательных, сообщил «Яндекс». Чистая прибыль «Яндекса» выросла на 47%, до 19,37 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA увеличился в два раза, до 37,6 млрд рублей, рентабельность по нему составила 16,5%.
Выручка «Поиска и портала» в первом квартале выросла на 38%, до 93,6 млрд рублей. Это произошло благодаря развитию поисковых технологий и повышению эффективности рекламных продуктов, отметил «Яндекс». Общая поисковая доля «Яндекса» составила 64,5%, что на 1,8 п.п. больше, чем в прошлом году. Доля мобильной выручки — 62,7% от поисковой. В первом квартале «Яндекс» сделал доступными для всех пользователей быстрые ответы от YandexGPT в результатах поиска и внедрил нейросети нового поколения в «Яндекс Браузер». По данным «Яндекса», его нейросетевыми функциями с момента запуска в феврале к концу марта воспользовались 55 млн раз.
Выручка e-commerce, райдтеха и доставки «Яндекса» (GMV) выросла на 39% год к году, до 122,1 млрд рублей. Валовая стоимость заказов райдтеха выросла в 1,4 раза, до 322 млрд рублей, за счет роста спроса и стоимости поездок. Доходы партнеров «Такси» за квартал составили 284 млрд рублей, увеличившись на 42%. Они остались на уровне доходов за четвертый квартал 2023 года, который был сезоном самого высокого спроса, отметил «Яндекс». Автопарк «Яндекс Драйва» вырос на 18%, до 16 900 автомобилей, парк самокатов — до 75 000 штук.
Товарооборот сервисов e-commerce «Яндекса» (GMV) вырос на 42%, до 198,98 млрд рублей. Рекламная выручка этого направления в первом квартале выросла в три раза в абсолютном выражении, сообщил «Яндекс». В основном это произошло за счет «Яндекс Маркета», рекламная выручка которого выросла втрое год к году и составила 5% всего GMV за первый квартал. Ассортимент товаров на «Яндекс Маркете» к концу марта достиг 80,2 млн штук, число активных покупателей увеличилось на 22% и составило 18,7 млн. Количество активных продавцов на платформе возросло на 52%, до 80 500.
Выручка сегмента «Плюс и развлекательные сервисы» выросла на 54%, до 20,5 млрд рублей. Число подписчиков «Яндекс Плюса» на конец первого квартала достигло 32,7 млн человек, что на 48% больше, чем за тот же период прошлого года. Средняя выручка на одного платящего подписчика выросла на 14% по сравнению с мартом 2023 года. GMV сегмента O2O (offline to online; доставка, сервис для оплаты топлива на заправках) вырос на 65%, до 60,2 млрд рублей. Выручка классифайдов («Авто.ру», «Яндекс Недвижимость», «Яндекс Аренда» и «Яндекс Путешествия») увеличилась на 56%, до 6,9 млрд рублей.
«Яндекс» получил статус МКПАО (международная компания публичного акционерного общества) 7 марта: в тот же день акционеры нидерландской Yandex N.V. одобрили продажу российской компании консорциуму инвесторов. На первом этапе реструктуризации закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Консорциум.Первый» выкупит у Yandex N.V. контролирующую долю в МКПАО «Яндекс» — до 68%. Крупнейшими совладельцами станут менеджеры «Яндекса». Мосбиржа включит акции МКПАО «Яндекс» в список допущенных к торгам с 15 мая. Сама компания в отчете отметила, что торги под новым тикером начнутся в ближайшие месяцы.
«Яндекс» начал реструктуризацию бизнеса в 2022 году: было решено разделить бизнес компании на российский и международный. После начала «военной спецоперации»* России на Украине биржа Nasdaq приостановила торги акциями «Яндекса», над компанией навис риск дефолта, а часть зарубежных бизнесов оказалась парализована. В марте 2022 года управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян попал под санкции Евросоюза и Великобритании, в июне под санкциями ЕС оказался основатель и гендиректор материнской компании Yandex N.V. Аркадий Волож. В марте 2024 года европейские санкции с Воложа были сняты.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.