Исход в действии: как продажа бизнеса иностранными компаниями влияет на курс рубля
Иностранные компании и инвесторы в 2023 году продолжали выход из российских активов, начавшийся за год до начала «спецоперации»* на Украине. Российское государство установило для этих сделок особый порядок. Во-первых, ввело дисконт не менее 50% от стоимости активов, рассрочку на выплату денег иностранцам, а во-вторых, установило своеобразный «налог на выход» — сумму в 10%, которой участники сделки должны поделиться с государством. Сейчас он составляет 15%. Так власти в том числе пополняют дефицитный из-за «спецоперации» бюджет.
Все в доход
«Налога на выход» нет в Налоговом кодексе, власти называют его «добровольным взносом», суть этого платежа принудительная. Его установила правительственная комиссия по иностранным инвестициям, дающая разрешения на сделки по продаже иностранных активов и возглавляемая министром финансов Антоном Силуановым. Нет взноса — нет разрешения.
К 15 марта 2024 года сборы «налога на выход» иностранного бизнеса в пользу государства оказались в 17 раз больше заложенных в бюджет прогнозов на 2024 год и составили 35,7 млрд рублей против ожидаемых 2,1 млрд рублей, сообщал РБК со ссылкой на данные государственной системы «Электронный бюджет».
Однако изначально заложенная цифра в 2,1 млрд рублей настолько мала, что для ее получения достаточно было бы даже одной закрытой сделки среднего размера, подчеркивает директор департамента инвестиций и рынков капитала Kept Денис Суровцев. На следующие два года российские власти заложили в бюджет полное отсутствие поступлений от продажи активов.
Есть и другие цифры, из которых следует, что объемы сделок по выходу иностранцев из России хотя и снижаются, но не сильно. Аналитики AK&M в 2023 году зафиксировали 97 подобных сделок в общей сложности на $11,14 млрд. В 2022 году, по их оценке, было 109 таких сделок на сумму $16,31 млрд. Исходя из размера налога, по данным государства, с начала 2024 года сделок проведено на сумму 238 млрд рублей, или $2,6 млрд, говорит главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Но и эта сумма велика: к середине марта они составляют 26% от профицита текущего счета платежного баланса России за январь — февраль, а уменьшение этого профицита оказывает давление на рубль.
Влияние на курс
Банк России утверждает, что влияние продаж нерезидентами дочерних российских компаний невелико, но также признает, что подобные сделки «могут нести риски, связанные с всплесками волатильности на валютном рынке».
Васильев указывает на то, что из-за сроков согласования одобренные сделки 2024 года были заявлены еще в прошлом году. Разрешений на такие сделки может стать больше, в том числе и они могут влиять на ослабление рубля, считает стратег по рынкам валют и процентных ставок SberCIB Investment Research Юрий Попов.
Например, в апреле прошлого года резкое снижение курса рубля аналитики связывали с выкупом бизнеса компаний, уходящих из России, включая крупную сделку по выходу британской Shell из проекта «Сахалин-2», сумма которой составляла около 95 млрд рублей. В тот же месяц власти согласовали сделку по продаже российского бизнеса Volkswagen российской «Арт-Финанс» за €125 млн, продажа состоялась в мае 2023 года.
Для снижения возможных колебаний курса с 1 июня 2023 года действует месячный лимит $1 млрд на покупку резидентами валюты внутри страны для проведения сделок с уходящими иностранными компаниями.
Иностранные инвесторы, преимущественно из стран, которые ввели против России санкции за «спецоперацию», по-прежнему продолжают уходить из России, отмечает старший юрист практики M&A и реструктуризации бизнеса BGP Litigation Екатерина Баранова. «Есть риск изъятия активов российским государством, как это уже случилось с Fortum и Carlsberg, отчасти выходы мотивированы в том числе желанием избежать такого развития событий», — считает Денис Суровцев.
Выход нерезидентов из бизнеса в России еще долгое время будет фактором, создающим риски ослабления рубля, но его роль в ближайшей перспективе вряд ли усилится, отмечает профессор факультета экономических наук Школы финансов НИУ ВШЭ Александр Абрамов. Мнения о том, что в основной своей массе крупный иностранный бизнес уже покинул Россию, придерживается и аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. По его словам, этот фактор уже не оказывает на курс рубля столь значимого влияния, как это было еще год назад.
Аналитик Совкомбанка Михаил Васильев, напротив, считает, что текущие объемы сделок по выходу нерезидентов из российского бизнеса оказывают значимое влияние на курс рубля. В 2024 году их объем может составить около 800 млрд рублей, или около $9 млрд, прогнозирует Васильев: «Мы не видим сокращения таких сделок и не считаем, что динамика курса рубля отражает постепенное сокращение таких сделок». Суровцев же прогнозирует потенциальный объем продаж в 2024 году до 2 млрд долларов.
Что дальше
Выход иностранцев из российских активов — не основная причина ослабления национальной валюты, которая в 2023 году потеряла 27% к доллару, а с начала 2024 года — еще 3%. Оно зависит от множества факторов, среди которых стоимость нефти, объемы продаж валютной выручки экспортерами и соотношение экспорта и импорта в России, говорят аналитики.
В конце марта и в конце апреля заметную поддержку рублю оказывают повышенные продажи валюты экспортерами, которые, помимо традиционных ежемесячных платежей по НДПИ, должны будут заплатить квартальный налог на дополнительный доход (НДД), считает Потавин.
«Укрепление доллара к рублю сейчас, судя по всему, связано с фактором президентских выборов: на рынке было широко распространено мнение, что рубль после них ослабнет. В этих условиях мы видим рост спроса на валюту, тогда как продажи валюты экспортеров в данный момент невелики», — поясняет Юрий Попов из SberCIB Investment Research. По его прогнозу, на конец апреля курс доллара останется около 90 рублей.
Александр Абрамов и Александр Потавин ожидают, что к концу апреля курс доллара будет в диапазоне 90-93 рубля. Ближе к концу года доллар может подняться до отметки 100 рублей, предупреждает Потавин. Но аналитик «Цифра брокера» Наталия Пырьева ожидает, что доллар может выйти на плато в диапазоне 95-100 рублей уже к концу апреля.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания