К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Операторы АЗС пожаловались на алгоритмические системы закупа топлива на бирже


Один из крупнейших независимых операторов АЗС — компания «Нефтьмагистраль» — пожаловался на отсутствие доступа к автомобильному топливу на СПбМТСБ. Компания связала это с использованием некоторыми трейдерами торговых алгоритмов, которые скупают товар быстрее, чем человек. В СПбМТСБ заявили, что ведут мониторинг таких случаев, а в ФАС хотят ужесточить наказание за использование роботов

Гендиректор компании «Нефтьмагистраль» (владеет более 100 АЗС в Московском регионе) и ее совладелец Александр Ерастов направил обращение Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Минэнерго и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). В нем он просит обеспечить равные условия для всех участников торгов. Одной из причин недоступности автомобильного топлива на бирже в письме названо использование роботов — алгоритмических систем закупа товара, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. 

С 12 января компания не смогла приобрести ни одного лота Аи-95 и Аи-92 на базисах Московского, Рязанского и Ярославского НПЗ, пишет Ерастов. Он связал это с чрезвычайно высоким спросом и применением участниками торгов алгоритмических систем. В письме говорится, что роботы позволяют выставлять заявки на покупку от новой средневзвешенной цены с учетом ограничения ее роста в 0,5% значительно быстрее, чем это сделает вручную участник торгов, говорится в письме. Совладелец компании отметил, что после торгов «Нефтьмагистраль» «получает предложения» о покупке товара с указанных базисов по цене с премией к биржевой.

Коммерческий директор «Нефтьмагистрали» Сергей Соловьев подтвердил газете направление писем. По его оценке, таких значительных сложностей с доступностью товара на бирже «Нефтьмагистраль» и другие участники рынка еще не испытывали. Соловьев объяснил происходящее высоким спросом после аварии на Нижегородском НПЗ, отсутствием дополнительной сессии на бирже и использованием роботов.

 

По словам собеседника газеты, «добросовестные участники рынка» не успевают сформировать заявку на закупку товара, а некоторые трейдеры выставляют ее моментально и скупают львиную часть продаваемых нефтяниками объемов Аи-95 и Аи-92, а затем товар продается такими трейдерами с «наценкой» вне биржи. Это дает основания полагать, что они используют алгоритмические системы закупа, сказал Соловьев. Он считает, что неудовлетворенность спроса провоцирует увеличение числа заявок, что приводит к еще большему давлению на цены. Нехватку биржевых объемов «Нефтьмагистрали» приходится компенсировать за счет приобретений в мелком опте, добавил коммерческий директор компании. 

В СПбМТСБ сообщили, что биржа располагает системой мониторинга для противодействия недобросовестным торговым практикам. В случае выявления нарушения к участникам торгов применяются штрафные меры с учетом рекомендаций совета секции биржи, в числе которых и приостановка участия в торгах. Только за последние две недели за недобросовестные торговые практики биржа «приняла меры воздействия» в отношении 15 участников. В ФАС рассказали, что на биржевом комитете рассматривались предложения по ужесточению использования алгоритмических систем при приобретении нефтепродуктов на биржевых торгах; они были поддержаны участниками рынка и 30 января будут рассмотрены на площадке СПбМТСБ. ФАС предложила ужесточить меры для недобросовестных участников — например, отключать от торгов со следующего дня после факта обнаружения.

 

Непрерывный рост цен на бензин на бирже в течение января связан с увеличением акцизов, ростом экспортного паритета из-за обнуления экспортной пошлины, индексацией индикативных цен при расчете демпфера, перечислил глава РТС Евгений Аркуша. Из-за аварии на Нижегородском НПЗ наблюдается ажиотажный спрос на топливо, закупки увеличивает и сам «Лукойл». В 2023 году биржа упразднила дополнительную торговую сессию, а нефтекомпании закупают те же объемы топлива в основную сессию, что создает дополнительный спрос и влияет на ценовые индикаторы, отметил Аркуша. Он подтвердил, что независимые операторы АЗС стали чаще сталкиваться с проблемами при покупке на бирже из-за использования роботов некоторыми участниками торгов.

По данным СПбМТСБ, бензин Аи-92 к закрытию сессии 29 января покупался по 49 230 рублей за тонну и вырос в цене на 1,52%; Аи-95 — по 51 884 рубля за тонну (рост на 1,57%). Цены на дизельное топливо снижались 29 января. Розничные цены на АИ-92 и АИ-95 в 2023 году выросли на 6,2% и 6,9%, что ниже уровня инфляции (7,4%), оценили в «Петромаркете». «Предпосылок для серьезного роста розничных цен в ближайшей перспективе нет», — указали аналитики. Власти призвали нефтекомпании сдерживать цены на АЗС после аварии на Нижегородском НПЗ «Лукойла», об этом «Коммерсанту» рассказали источники по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака, которое прошло 19 января. По данным издания, завод остановил одну из двух установок каталитического крекинга из-за поломки компрессорного оборудования, которое невозможно заменить в ближайшее время из-за санкций.  

Ранее Минэнерго заявило о снижении производства бензина в России из-за остановки на НПЗ «Лукойла». Потребности внутреннего рынка будут​ удовлетворены, благодаря уменьшению поставок в экспортном направлении и переориентации имеющихся ресурсов других участников рынка, заверили в ведомстве. Источники «Интерфакса» заявили, что правительство после аварии на заводе рассматривает возможность введения запрета на экспорт бензина. По данным агентства, «Лукойл» обратился  к другим нефтяным компаниям с просьбой помочь с поставками до 200 000 т АИ-95 в январе и феврале. ТАСС со ссылкой на источник написал, что правительство в настоящий момент не рассматривает и не обсуждает возможность запрета экспорта бензина.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+