Где деньги: что происходит с валютой инвесторов после санкций против СПБ Биржи
Внезапный перевод долларов
Инвестор Юлия Зыкова 7 декабря вместе с другими товарищами по несчастью ходила на встречу с руководством СПБ Биржи в поисках ответов на вопросы о том, что будет с их заблокированными активами. Вечер накануне Зыкова провела за написанием заявления в правоохранительные органы: с ее брокерского счета в компании Go Invest, по ее словам, пропали доллары США. Речь идет именно о брокерском, а не банковском счете, то есть счете, где инвесторы держат средства для торговли на бирже.
«В ответ на мой запрос о происшедшем брокер сообщил, что 70,38% моих средств были переведены на неторговый раздел по решению СПБ Биржи и его клиринга, а оставшиеся 29,62% средств были конвертированы в рубли по заниженному курсу обмена — 86,63 рубля за доллар — и зачислены на мой расчетный счет. Я, как клиент брокера, не давала согласия на распоряжение моими денежными средствами ни Go Invest, ни СПБ Бирже», — говорит Зыкова.
По ее словам, брокер сообщил, что блокировка валюты на брокерском счете связана с ограничениями со стороны иностранных расчетных институтов в отношении СПБ Биржи. Но Зыкову объяснение не устроило — она не вела операций с этой валютой более четырех месяцев и апеллирует к тому, что СПБ Биржа, совершая расчеты по сделкам с иностранными ценными бумагами, всегда проводила расчеты в режиме Т+2 — то есть на второй день после сделки. «Соответственно, мои денежные средства, на моем счету, априори не могли быть заблокированы какими-либо вышестоящими институтами. Потому что никак не были связаны с расчетами по зависшим сделкам СПБ Биржи с ценными бумагами в ноябре 2023 года», — говорит Зыкова.
Аналогичные сообщения о списании валюты появлялись и от клиентов других брокеров, например БКС и «Финама».
Схема СПБ Биржи
Сразу после введения блокирующих санкций США против СПБ Биржи 2 ноября площадка остановила торги. А спустя почти месяц, 28 ноября, сообщила, что около 69% денежных средств (в дополнение ко всем иностранным ценным бумагам) оказались заблокированными. При этом около 31% иностранной валюты не попали под ограничения после введения санкций. Это доллары США, гонконгские доллары, юани и тенге на общую сумму, эквивалентную 5,9 млрд рублей.
Так как расчеты в валюте невозможны из-за санкций, Биржа распределила эти деньги в рублях среди брокеров «пропорционально тому объему и виду иностранных валют, которые находятся на клиринговых счетах участников торгов». Далее каждый брокер должен был сам определить порядок передачи этих средств инвесторам. Оставшуюся же часть валюты и иностранных бумаг Биржа перевела на неторговые разделы, поскольку зарубежные контрагенты не обрабатывают поручения от компаний из расчетно-клиринговой инфраструктуры СПБ Биржи.
Брокеры на этапе разработки механизма перевода денег клиентам практически не раскрывали никаких деталей. Но в начале декабря о предстоящих операциях они стали сообщать на своих сайтах.
У того же Go Invest, на который жалуется Зыкова, информация появилась 5 декабря. «Брокер Go Invest получил от НКО-ЦК «СПБ Клиринг» (АО) часть денежных средств, не попавших под ограничение. Данная сумма была перечислена в российских рублях. 6 декабря 2023 года со счетов клиентов будет списана сумма в долларах США/гонконгских долларах и зачислена эквивалентная сумма в рублях», — предупреждал брокер клиентов в своем информационном сообщении. Там же было сказано, что эта процедура затронет всех клиентов, у которых есть остатки в долларах США или гонконгских долларах и которые совершали операции на СПБ Бирже. Сроки этих операций брокер не указал.
Брокер «Финам» 4 декабря также сообщил о получении рублей от СПБ Биржи и об их распределении по счетам клиентов. «В результате был частично ограничен доступ к гонконгским долларам и долларам США, полученным в результате продаж на СПБ Бирже, но не более свободного остатка на момент блокировки», — говорится в сообщении брокера и указывается, что ограничение носит временный характер.
В пресс-службе БКС пояснили, что блокировка денежных средств на стороне БКС обусловлена механизмом блокировки и расчетов на СПБ Бирже. Часть средств, попавших под блокировку, были конвертированы в рубли и переведены на Московскую биржу. Там также отметили, что такая ситуация справедлива в отношении всех брокеров, чьи клиенты совершали сделки с ценными бумагами на СПБ Бирже.
Это законно?
Биржа в этой истории играет просто роль распределяющего незаблокированные средства между брокерами. С частными инвесторами торговая площадка не взаимодействует, это зона ответственности брокера, равно как и порядок передачи средств клиентам, говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
«Единственное, на что влияет биржа, так это на то, что вывод средств осуществляется исключительно в рублях, но это происходит просто потому, что расчеты в иностранных валютах для нее недоступны, и тут, опять же, претензии к самой бирже я бы назвал беспочвенными», — говорит Федюкин.
Вторая часть истории — взаимоотношения клиента с брокером. По словам Федюкина, если клиенту не нравится порядок возврата средств, то брокер не может его принудить к участию в таком порядке, если это не предусмотрено договором. «То есть, если инвестор не хочет выводить средства в рублях, он может их не выводить, правда, при этом ему придется согласиться с тем, что он не будет иметь возможности вывести их в принципе, по крайней мере сейчас», — говорит он. По его словам, гипотетически ситуация с блокировкой активов биржи может измениться, возможно, у биржи появится возможность расчета в валюте, поэтому, возможно, для части инвесторов выгоднее и не выводить средства в моменте. «Но ни мы, ни брокеры, ни биржа не знаем и не можем знать, как ситуация будет разворачиваться, так что риски того, что этого не случится, безусловно, есть», — добавляет Федюкин.
При этом он подчеркивает: выведение средств с брокерского счета — это операция, которая не может быть осуществлена вопреки желанию клиента. Так что сейчас клиентам российских брокеров стоит заглянуть в договоры о брокерском обслуживании и прочие документы, регламентирующие взаимоотношения брокеров и инвесторов. Например, в начале года ЦБ рекомендовал брокерам включить в договоры пункты о принудительной конвертации валюты, и позднее стало известно, что ряд участников это сделали.
Как все запутано
Некоторые обращения инвесторов свидетельствуют о том, что у них оказалась заблокирована и принудительно конвертирована валюта, которая покупалась не на СПБ Бирже, а на Мосбирже, которая, как известно, под санкциями не находится. «С моего счета исчезло 94% гонконгских долларов. БКС в своих ответах ссылается на то, что получила информацию от СПБ Биржи, что они должны заблокировать у клиентов средства пропорционально долям заблокированных средств у СПБ Биржи. Хотя мои личные гонконгские доллары к СПБ Бирже не имели никакого отношения, они были куплены на валютной секции Мосбиржи», — написала в редакцию Forbes инвестор, столкнувшаяся с этой проблемой.
Аналогичный случай описывает клиент брокера Россельхозбанка на сайте banki.ru. У него брокер заблокировал все хранящиеся на брокерском счете доллары, которые были куплены на Московской бирже, и расчеты были завершены в полном объеме. «Ситуация касается всех клиентов брокера, имевших на счете иностранную валюту. Никакого отношения к закрытию СПБ Биржи и к приостановке расчетов «СПБ Клирингом» эти денежные средства, находящиеся на брокерском счете, не имеют», — сетует пользователь.
Источник Forbes в крупной брокерской компании пояснил, что такие ситуации действительно происходят, поскольку процедура определения, откуда взялась на счете валюта, сложная и риск ошибки возрастает. В таком случае, по его словам, брокер проводит проверку по обращениям клиентов, и когда ошибка обнаруживается, средства разблокируются, говорит собеседник Forbes.
Тот же собеседник Forbеs объясняет, что такие ошибки возникают из-за распространения формата единого брокерского счета. В классическом варианте клиенту необходимы отдельные счета для торгов на каждой бирже, например на Мосбирже и на СПБ Бирже. Однако брокеры, которые имеют доступ к нескольким площадкам, предоставляют возможность клиентам пользоваться единым брокерским счетом. «В этом случае, например, активы, купленные на одной площадке, вполне могут выступать в качестве обеспечения сделок на другой. Например, имея портфель иностранных акций, купленных на СПБ Бирже, совершенно не обязательно продавать их и переводить деньги на другой счет, чтобы совершить сделку на срочном рынке Мосбиржи», — говорится в описании единого брокерского счета на сайте «Финама».
Также ошибочная блокировка средств может быть связана с особенностями клиринга, допускает Юрий Федюкин. «То есть сделки, которые совершались на Мосбирже, могли, вероятно, проводиться через «СПБ Клиринг», а если средства находятся на заблокированных из-за санкций счетах, то совершенно логично, что доступ к ним ограничен. Это не вопрос правомерности, деньги заблокированы не решением биржи или клиринга, просто нет возможности операций в валюте, это невозможно именно в связи с введением блокирующих санкций», — резюмирует юрист.
В Россельхозбанке Forbes сообщили, что с 13 декабря клиентам вернули право использования остатков в долларах США, которое ранее было приостановлено из-за блокировки части активов на СПБ Бирже. «Клиенты могут воспользоваться долларами США для приобретения ценных бумаг на Московской бирже или вывести их на текущие счета», — говорится в сообщении. Как именно была проведена эта операция, Россельхозбанк не пояснил.