Риски инвестирования в российские акции выросли в два раза с начала «спецоперации»
Премия за риск инвестирования в российские акции выросла до двух раз после начала «спецоперации» на Украине — до 10–12%, указывает «Атон». Это означает, что доходность по акциям должна составлять более 20%, чтобы привлечь инвесторов. Аналитики полагают, что премия за риск начнет возвращаться к историческим значениям при снижении геополитических рисков, что станет поддержкой для котировок акций
Премия за риск инвестирования в российские акции выросла до двух раз после начала «военной спецоперации»* России на Украине, следует из инвестиционной стратегии на 2024 год, подготовленной «Атоном». Если исторически премия за риск составляла 6–8%, то после начала «спецоперации», по оценкам аналитиков, она выросла до 10–12%.
Премия за риск — показатель, который оценивает риски инвестирования в акции или инвестиционные проекты в дополнение к так называемой безрисковой ставке, ориентиром для которой служат короткие государственные облигации, по которым, как предполагается, не будет дефолта. Инвесторы, оценивая риски инвестирования конвертируют их в ту доходность, которую они готовы за этот риск платить.
Для российского рынка за эталон безрискового актива берутся облигации федерального займа (ОФЗ). Безрисковая ставка во второй половине 2023-го — 2024 году составляет 12,5%, указывает «Атон». С учетом премии за риск требуемая доходность по акциям должна составлять 22,5–24,5% при таких показателях, делают вывод аналитики инвесткомпании.
Такой рост связан с тем, что инвесторы стали закладывать более высокие премии на фоне повышения геополитических рисков, указывает «Атон». «Мы допускаем, что в случае снижения геополитических рисков и хороших макроэкономических показателей эти ставки могут постепенно начать возвращаться к своим историческим значениям, что, в свою очередь, станет поддержкой для котировок акций», — пишет «Атон».
Оценка премии за риск инвестирования в российские акции в 10–12% выглядит обоснованной, сказала аналитик «Цифра брокера» Наталья Пырьева в разговоре с РБК. Оценки ниже приводит портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин: по его мнению, она составляет порядка 8–10% при ожидаемом росте рынка около 20% и безрисковой ставке в 12%.
Требования инвесторов к доходности фондового рынка могут снижаться и из-за уменьшения безрисковой ставки, то есть доходности ОФЗ. Аналитики «Атона» отмечают, что ставка долгосрочных гособлигаций сейчас существенно ниже ставки ЦБ, что говорит о том, что инвесторы доверяют ЦБ в его борьбе с инфляцией и ожидают снижения ключевой ставки на горизонте года. Аналитики предлагают инвесторам следить за динамикой «длинных» ОФЗ: по их мнению, рост их доходности будет негативным сигналом для рынка акций и, напротив, позитивным в случае снижения.
Если же смотреть на риски инвестирования в Россию с точки зрения западных инвесторов, которые ушли с российского рынка в 2022 году, то картина выходит несколько иной. В июле профессор бизнес-школы Нью-Йоркского университета Асват Дамодаран, автор нескольких книг, посвященных финансам и оценке стоимости, привел такие цифры: премия за риск по российским акциям составляет 23,21%, страновой риск — 18,21%.
Под страновым риском понимается риск возможных финансовых убытков, из-за негативных воздействий политических, экономических и социальных факторов на инвестиции и бизнес в определенной стране. Эти уровни совпадают с такими странами как Украина, Сьерра-Леоне, Замбия, Аргентина, но они ниже, чем у Белоруссии, Венесуэлы и Сирии.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.