Без доллара: как могут сказаться на валютном рынке возможные санкции против Мосбиржи
Как все устроено
Валютный рынок Мосбиржи — старейшая торговая площадка России, которая работает с 1992 года. Почти за два года с начала «спецоперации»* на Украине валютный рынок заметно изменился. Боевые действия привели к введению обширных санкций в отношении России, из-за этого возникли проблемы с расчетами по ряду валютных пар. В результате на бирже остановились торги фунтом стерлингов, швейцарским франком и японской иеной.
К ключевым валютам, которыми раньше были доллар и евро, за время с начала «спецоперации» добавился юань. В ноябрьском обзоре рисков финансовых рынков ЦБ указано, что на биржевых торгах доля юаня достигла 46,2%, а доля доллара и евро снизилась до 52,3%. Часть валютных торгов ушла на внебиржевой рынок. Там у доллара и евро значительный перевес — на их долю приходится 63% торгов, 31,5% — на долю юаня. Кроме «юанизации» торгов, в валютной секции стало больше других валют вроде узбекского сума и таджикского сомони.
Для торгов валютой биржа использует специальную инфраструктуру. Прежде всего, это цифровое ядро — «Программно-технический комплекс» его технического центра, а проще говоря, программное обеспечение, отвечающее за учет всех заявок и сделок. Оно же служит для обеспечения расчетов по сделкам — клиринга, который проводит Национальный клиринговый центр (НКЦ), «дочка» Московской биржи.
Чтобы купить или продать валюту, банки и другие участники торгов подают различные типы заявок на биржу. По итогам торгового дня в 19:20 мск начинается процедура расчета по сделкам. По итогам торгов на Московской бирже в 15:30 мск ЦБ устанавливает официальный курс доллара, евро и юаня к рублю, исходя из средневзвешенного курса этих валют.
Для расчетов у клирингового центра открыты корреспондентские счета под каждую валюту в зарубежных банках. НКЦ берет на себя риски по сделкам во время биржевых торгов. При этом клиринговый центр выступает посредником между продавцами и покупателями: они заключают сделки не друг с другом, а с НКЦ. Кроме того, НКЦ дает возможность проводить и внебиржевые сделки — это когда оферта на покупку или продажу идет, минуя биржу, непосредственно в НКЦ, который также выступает контрагентом по сделке.
Курс доллара и евро
В случае введения санкций против Московской биржи или отдельно против ее клирингового центра вся система торгов валютой кардинально изменится. Если под санкциями окажется НКЦ, это приведет к окончанию открытых торгов валютами на Мосбирже из-за невозможности клиринга, считает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Недавний пример с американскими санкциями в отношении СПБ Биржи показал, что ситуация может развиваться в гораздо более драматичном ключе и расчеты прекратятся во всех валютах, кроме рубля, говорит главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин.
Это означает изменение в порядке установления курсов долларов и евро, да и других валют. На прошлой неделе представитель Мосбиржи Игорь Марич отвечал на вопросы журналистов о том, что будет, если биржевые торги долларом будут невозможны из-за санкций. Он полагает, что курс доллара будет формироваться через внебиржевые сделки. Как именно это будет сделано — не ясно. Мосбиржа и ЦБ отказались от комментариев.
У НКЦ есть вариант внебиржевой торговли, но специалисты по валютным торгам сомневаются, что эти возможности могут быть использованы в случае введения санкций. «Да, по регламенту клиринга можно провести адресные сделки, не выводя их на биржу, но что толку, если клиринг невозможен», — говорит руководитель валютного управления крупного банка. По его словам, речь о том, что расчеты вообще будут проходить отдельно от Московской биржи — напрямую между их участниками. «Это будет как в 1995-1996 годах, до того как на ММВБ стартовали электронные валютные торги. Довольно большой откат назад», — замечает он.
По словам этого источника, это затруднит, но не сделает невозможным для ЦБ установление курса доллара и евро — по данным валютных операций банков из их отчетности либо на основе данных какой-нибудь внебиржевой площадки. При этом, считает он, скорее всего, ликвидность операций в долларах и евро упадет, а разница между курсами покупки и продажи сильно вырастет. «Банки будут торговать в рамках своих лимитов друг на друга, это сильно уменьшит оборот по сделкам», — говорит он.
Александр Потавин из «Финама» считает, что на базе Мосбиржи может появиться некая новая структура для торгов долларом для внутреннего пользования. «Прозрачность проводимых там сделок будет под вопросом, равно как и возможности манипуляций с курсом, поэтому не исключено, что в стране могут появиться несколько курсов доллара и евро: официальный, курсы отдельных банков и курс черного рынка валюты», — резюмирует он.
ЦБ и банки
ЦБ принимает участие в валютных торгах различными способами. Например, он предоставляет банкам ликвидность с помощью валютных свопов — с 2022 года в юане. Этот инструмент позволяет банкам управлять своей валютной позицией. Кроме того, ЦБ может проводить операции с валютой в рамках бюджетного правила. «ЦБ оперирует в стакане котировок на бирже как обычный участник торгов и проводит операции по покупке и продаже валюты для Минфина», — рассказывает руководитель валютного управления крупного банка. И наконец, по его словам, ЦБ является кредитором последней инстанции — дает возможность НКЦ привлечь ликвидность, чтобы заместить недобросовестных участников при неисполнении им обязательств по клирингу и исполнить обязательства.
Означает ли это, что все эти функции для ЦБ будут невозможны? В базовом сценарии, по словам все того же источника, предполагается, что на бирже останется возможность торговать юанем. «ЦБ всю валютную активность будет вести через юань, и остановка торгов долларами или евро может никак не сказаться на этих операциях», — считает он. Это в том случае, если китайские банки продолжат работать с Мосбиржей и НКЦ. С тем, что последствия могут быть шире, чем просто остановка торгов долларом или евро, соглашается экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Действительно, доля оборота доллара и евро снизилась, говорит он. Но это не значит, что у китайских банков-корреспондентов будет желание проводить операции с НКЦ с учетом возможных вторичных санкций, отмечает Исаков.
Если же китайские банки откажутся работать с НКЦ, тогда ЦБ, как это было в 1990-х, сможет сам выходить на внебиржевой рынок для выполнения своих функций в банковской системе, в том числе для того, чтобы закупать валюту для Минфина, уверен руководитель валютного управления крупного банка. «ЦБ ничего не мешает сделать шаг назад и вернуться к тем практикам, что были в 1990-х годах», — говорит он.
Банки же, по словам этого собеседника Forbes, скорее всего, в случае введения санкций против Московской биржи, если и пострадают, то только в части остатков на своих счетах в НКЦ. А сохранение торгов юанем позволит им управлять своими курсами евро и доллара к рублю через курсы юань/доллар и юань/евро. Больших проблем в случае остановки торгов резервными валютами для банков в этом случае он не видит. «В такой ситуации валютные средства инвесторов окажутся замороженными в НКЦ, а валютный рынок переместится на межбанковский рынок, вероятно, какой-то банк, например Райффайзенбанк, будет на нем доминировать, перетягивая внутрь себя торги валютой», — говорит Прокудин.
Вытеснение доллара из биржевого оборота также снизит эффективность денежно-кредитной политики Банка России, считает независимый экономист Андрей Бархота. «Новые повышения ключевой ставки будут давить на курс рубля. Огромные ставки по рублевым кредитам будут не просто ограничивать спрос на финансовые ресурсы, а будут рождать спрос на альтернативные платежные и инвестиционные активы — золото, юани, лизинговое оборудование. Это уже ближе к квазибартерному подходу», — говорит он.
Также важно, что снижение доступности доллара — это проинфляционный фактор. Он повышает вероятность резкого ослабления рубля, роста издержек производителей и ускорения инфляции.
«В случае введения санкций против НКЦ Банк России в вопросе установления курса будет напоминать старого ночного сторожа с фонариком, делающего обход в 3:00. Курсообразование будет реализовано не на основе большого массива валютных сделок, а, скорее, на основе небольшого количества дискретных сделок. Необходимость наполнять бюджет обусловит сохранение тренда на управляемое ослабление рубля, но в новых условиях оно будет еще сильнее оторвано от рынка», — считает Бархота.
Экспортеры и импортеры
Пожелавший сохранить анонимность экономист сказал Forbes, что остановка торгов долларом и евро также отразится на участниках внешнеэкономической деятельности. Он напоминает, что на долю юаня и рубля в октябре пришлось 73,5% платежей в экспорте и 67% — в импорте. Поэтому усложнение операций с долларом и евро будет болезненным, но все же не критичным, уверен экономист.
Основная проблема, говорит руководитель валютного управления крупного банка, — это, прежде всего, снижение ликвидности: импортерам будет сложнее купить доллары и евро, это будет означать для них дополнительные издержки. Вероятен также сценарий, что одновременно с введением санкций и остановкой валютных торгов Россия введет какие-либо ответные санкции, от этого пострадает российский экспорт, например сократятся возможности платежей по российскому экспорту, считает Антон Прокудин из «Ингосстрах-Инвестиций».
По его словам, при полном же отключении российских банков от валютных расчетов они будут проходить через иностранные банки, а в Россию будут уходить рубли. «Либо расчеты будут проходить в юанях. Из «Сбера» и ВТБ, например, переводят юани по CIPS (Cross-border Interbank Payment System) и CNAPS (China National Advanced Payment System). Тогда вся внешняя торговля будет идти через них», — добавляет Прокудин.
Конвертация в доллары и обратно для внешнеторговых операций крупных российских компаний, вероятно, будет смещаться за рубеж, согласен Александр Потавин из «Финама». С тем, что валютный рынок, в случае санкций, сместится с биржи в иностранные юрисдикции, соглашается и Александр Исаков из Bloomberg Economics. Он полагает, что в таком случае экспортеры предпочтут сохранять валютную выручку в этих юрисдикциях.
При этом главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин предполагает, что все не так печально, как кажется. По его словам, торги валютой вполне могут идти на межбанковском рынке через какой-то ключевой банк, который по разным причинам менее подвержен санкционным рискам. «Такую торговлю долларами можно полноценно остановить, только если отправить под санкции все российские банки и всех финансовых игроков. Пока ситуация не выглядит так, будто есть намерение вырезать всех. У России пока банков достаточно, чтобы годами переживать такие санкции без существенного ущерба внешнеторговым расчетам», — уверен экономист.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.